Тайцзицюань

Тайцзицюань в ШанхаеТайцзицюа́нь (кит. трад. 太極拳, упр. 太极拳 , пиньинь: tàijíquán) - буквально: «кулак Великого Предела»; китайское внутреннее боевое искусство, один из видов ушу (происхождение Тайцзицюань - исторически спорный вопрос, разные источники имеют разные версии). Популярно как оздоровительная гимнастика, но приставка «цюань» (кулак) подразумевает, что Тайцзицюань - это боевое искусство.
Варианты написания названия: «тай чи» (неверная транскрипция с английского), «тай-цзи», «тай-цзи цюань», «тайцзи-цюань».
 

История

Существует две конкурирующие версии древней истории тайцзицюань. Одна из них, которая сегодня является официальной, считает, что это боевое искусство развивалось внутри семьи Чэнь, с XIV века проживавшей в деревне Чэньцзягоу уезда Вэньсянь северокитайской провинции Хэнань, и что основал его в XVII веке Чэнь Вантин, от которого можно проследить непрерывную линию передачи традиции. Другая версия приписывает создание данного стиля легендарному даосу Чжан Саньфэну, однако она изобилует натяжками и совсем не объясняет, как и через кого это боевое искусство передавалось до XIX века.
 
В середине XIX века этому боевому искусству научился Ян Лучань, который принёс его в столицу Китая и начал даже преподавать в императорском дворце. В связи с тем, что придворным боевой аспект стиля был не особенно важен, акцент в преподавании для них был сделан на оздоровительной ценности физических упражнений, в боевой же версии стиль преподавался бойцам императорской гвардии.
 
После буржуазной революции 1911 года в китайском обществе произошёл всплеск интереса к национальным боевым искусствам, и с 1916 года по всей стране начали открываться общества по изучению боевых искусств. Благодаря этому тайцзицюань начало постепенно распространяться по Китаю с севера на юг.
 
После Второй мировой войны и последовавшей за ней гражданской войны в 1949 году была основана Китайская Народная Республика. В качестве одной из мер по подъёму страны и оздоровлению нации новые китайские власти поручили Госкомспорту разработать на основе тайцзицюань простой комплекс оздоровительной гимнастики, доступный для массового преподавания. В августе 1956 года Госкомспортом КНР была опубликована книжка, называвшаяся «Упрощённое тайцзицюань», в которой описывался комплекс из 24 движений, составленный на основе тайцзицюань семьи Ян. В 1957 году для тех, кто освоил комплекс из 24 движений и хотел совершенствоваться дальше, был опубликован комплекс из 88 движений. В результате, несмотря на то, что до сих пор существуют люди, практикующие тайцзицюань именно как боевое искусство, большинством оно воспринимается в основном как оздоровительная гимнастика.
 
В тот же период отдельные мастера бежали из континентального Китая на Тайвань. С Тайваня тайцзицюань проникло в США, оттуда распространилось в Европу и Россию. В России же боевое искусство появилось благодаря мастерам с Дальнего Востока, Киргизстана, Казахстана. При этом некоторые школы смогли сохранить классические традиции.
 

Особенности техники

К главным особенностям Тайцзицюань относятся мягкий, перекатывающийся шаг с плавными и непрерывными движениями и «толкающие руки» (туй-шоу). Мягкий, перекатывающийся шаг позволяет сохранять равновесие при всех передвижениях, кроме прыжков, а «толкающие руки» (туй-шоу), известные также и как «липкие руки» (чи-сао на кантонском наречии) в винчун (юнчунь), способствуют наработке умения чувствовать и предугадывать движения противника по прикосновению и умения мгновенно переходить от защиты к атаке, одновременно сковывая движения нападающего. Это создаёт неудобства для противника, привыкшего только бить и не привыкшего к тому, что удары вязнут в защите. «Липкие/толкающие руки» (какиэ) известны также и в двух школах каратэ — в го-дзю-рю и уэти-рю. Плавность и непрерывность движений, обычно нарабатываемая медленным выполнением комплексов, позволяет тщательно отработать технику движений и добиться большей скорости в бою, за счёт правильности техники и рациональности движений (разумеется, чтобы скорость действительно была высокой, помимо оттачивания техники, требуется ещё и отработка скорости, чему специально посвящён упоминаемый ниже комплекс пао-чуй).
Восемь Ворот (Ба Мэнь) - Восемь Базовых Форм Тайцзи, основанных на Ба-гуа:
 
Четыре Направления:
 
Цянь — Юг — Небо — Пэн, Отражение
 
Кунь — Север — Земля — Люй, Откатывание
 
Кань — Запад — Вода — Цзи, Сдавливание
 
Ли — Восток — Огонь — Ань, Нажимание
 
Четыре Угла:
 
Дуй — Юго-Восток — Металл — Чжоу, Локоть
 
Чжэнь — Северо-Восток — Гром — Ле, Раскалывание
 
Сюнь — Юго-Запад — Ветер — Цай, Притягивание
 
Гэнь — Северо-Запад — Гора — Као, Плечо/Опирание
 
Являясь многогранным искусством, одним из проявлений которого является прикладное (боевое) применение, тайцзицюань совмещает в себе доходящие до своего предела мягкие и жёсткие техники. Вместе с тем получившие широкое распространение стили (особенно стиль Ян), производные от Чэнь, не содержат в публичных вариантах жёстких техник, что привело к закреплению заблуждения о том, что Тай Цзи является мягкой техникой. Существует ряд развитых тренировочных методик в стиле Чэнь, а также в даосских стилях тайцзицюань, не ведущих своего начала от Чэнь, направленных на акцентированное развитие качеств мягкости и жёсткости. Именно к методикам развития жёсткости относятся последовательности Пао Чуй (взрывающихся кулаков) и бьющие руки (продвинутая стадия туй шоу)
 

Стили

Сегодня выделяют пять основных стилей тайцзицюань, производных от стиля Чэнь.
  • Тайцзицюань семьи Чэнь - исходное боевое искусство семьи Чэнь.
  • Тайцзицюань семьи Ян - происходит от Ян Лучаня. В настоящее время существует уже несколько разновидностей стиля Ян: семейный (Ян-цзя), «новый» (Ян-ши) и «спортивный» (24 формы, 88 форм). Стиль Ян, по версии приверженцов Чэнь, являет собой переработанную версию Чэнь, упрощенную для нужд богатой аристократии. Сравнение классических последовательностей стилей Ян и Чэнь выявляет как их близость, так и некоторую упрощенность Ян последовательностей, компенсируемую, по версии приверженцев стиля Ян, сильно развитой «внутренней работой». Комплекс «Упрощённый тайцзицюань семьи Ян из 24 форм», созданный в 1950-х годах, является популярным комплексом оздоровительных движений.
  • Тайцзицюань У Юйсяна - происходит от У Юйсяна, который учился как у представителей семьи Чэнь, так и у Ян Лучаня.
  • Тайцзицюань У Цзяньцюаня - происходит от маньчжура Цюанью, учившегося у Ян Лучаня в императорском дворце; после буржуазной революции его семья взяла себе китайскую фамилию У.
  • Тайцзицюань семьи Сунь - происходит от Сунь Лутана, изучавшего разные стили боевых искусств, в том числе и тайцзицюань.
Помимо них существуют и другие, менее известные направления - например «тайцзицюань деревни Чжаобао», «тайцзицюань уезда Хундун провинции Шаньси», семейный стиль Шэнь и т. д.
 
Также необходимо отметить существование даосских стилей тайцзицюань, отличающихся от Чэнь и его производных как рисунком классических последовательностей стиля, так и глубокой проработкой соответствия между традиционными учениями и воплощением их в конкретные обучающие методики. Эти стили, в частности, Школа Ветер-Гром (Фэн Лэй Пай) претендуют на независимое от Чэнь ши Тай Цзи возникновение и развитие внутри даосских общин.
 
 
Как успокоиться и обрести устойчивость: уроки тайцзицюань
«Тайцзицюань – настоящий кладезь удовольствия и самопомощи, – убежден психотерапевт Владимир Баскаков. – Это очень актуально в кризисное время, когда практически каждому из нас требуется обладать качествами спокойствия, устойчивости и пластичности».
 
 
 
Петра и Тойо Кобаяши
 
 
 
О Тай цзи
Тай цзи цюань – традиционное китайское искусство. Это не просто боевое искусство или свод упражнений – это практика взаимодействия с миром и собой, которая сочетает в себе философский, боевой и терапевтический аспекты. Внешне движения тай цзи цюань напоминают медленный пластический танец и своей мягкостью и размеренностью помогают уравновешивать физический и динамические аспекты с духовными и интеллектуальными, восстанавливают полноценное дающее жизненную энергию дыхание.
 
 
 
Короткая форма тай цзи цюань
1. Начало – запахнуть плащ.
2. Пробуждение «ци».
3. Поймать птицу за хвост – отражение влево (два названия, символизирующие физические и духовные аспекты движения).
...
 
 
 
Доктор Н. ТАЙЦЗИЦЮАНЬ И ПСИХОТЕРАПИЯ
Карл Густав Юнг, который первый начал искать в восточных учениях вдохновение для практики психотерапии и одновременно знакомить с ними людей Запада, утверждает в предисловии к книге по дзен-буддизму, что "в рамках нашей культуры есть одна область, которая частично встречает, а частично и должна встречать низкое понимание в этих устремлениях, - это психотерапия".
 
 
 
 
 
Семинары, тренинги, конференции

   
31 марта 2024 г. в Санкт-Петербурге - Конференция «Психология тела»
 
 
 
 
 
 
Сеансы танатотерапии из первых рук!

Если у Вас есть желание пройти сессию танатотерапии у сертифицированного специалиста-танатотерапевта, то:
в Москве Вы это можете сделать у следующих лиц:
 
 
 
 
  
Летаев Максим ЮрьевичЛетаев Максим Юрьевич
В Белоруссии
Бабина Ольга АнатольевнаБабина Ольга Анатольевна
И другие...
 
в Екатеринбурге
 
Забродина Валентина Сергеевна - Психолог, специалист по социально-психологической реабилитации, сертифицированный танатотерапевт-практик
 
 
в Минске (Белоруссия) :
 

 
 
 
В других городах Вы сможете пройти сессию танатотерапии, обнаружив такого специалиста в разделе «Персоналии» данного сайта. Во всех остальных случаях – пишите нам. Успехов!
New!

 
 
 
 
 
 
Новые статьи

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Читать все:
 
21 ноября 2014 года на телеканале «Юрган» выступил танатотерапевт Александр Тимакин
21 ноября 2014 года на телеканале «Юрган» выступил танатотерапевт Александр Тимакин
 
 
Недавние события

 
 
 
 
 
 
 
 
На главную страницу На предыдущую страницу На начало страницы