Танатотерапия® > Хрестоматия по танатотерапии > 2.4. «Свет мой, зеркальце, скажи…»: диагностика в танатотерапии

 

2.4. «Свет мой, зеркальце, скажи…»: диагностика в танатотерапии

 

2.4.1. Кабакова Г. Запах смерти*.

А 84 Ароматы и запахи в культуре. Книга 2. / Сост. О. Б. Вайнштейн. М.: Новое литературное обозрение, 2003. – 664 с.
ЗАПАХИ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ.
Мне уже доводилось писать о восприятии запахов в русской традиционной культуре 3, причем отправной точкой служил этнолингвистический материал из Полесья, дополненный данными, почерпнутыми из других восточнославянских традиций. В данной публикации рассматривается запах как атрибут смерти и один из маркирующих признаков «того» света.
 
Человек ничем не пахнет до тех пор, пока остается в «своей» среде; лишь болезни да скрытые пороки проявляются через дурные запахи. Упоминание о неприятном запахе, кроме того, встречается в описании «чужого»: человека иной нации, культуры, иного социального происхождения. В эту же категорию «чужих» могут попасть люди, вызывающие антипатию и в силу иных причин, например, богохульники, лжецы, матерщинники 4.
Особый запах появляется у человека с возрастом. Так, о стариках на Русском Севере говорят, что они «пахнут старостью». Возникший (или приписываемый человеку) запах – первое предвестие смерти. Отсюда и своеобразный образчик полесского «замогильного юмора»: Будом воняць – закопаюць» (бел.)
 
5. Новый дурной запах, приписываемый старикам, - своеобразная форма отторжения. «Падальшы фсё ванелых людей: как грипп стухнет у леси, так ы люди ванеют» (псков.)6. О дряхлом человеке, приблизившемся к концу жизненного пути, говорят, что он «трупом пахнэ» 7. Среди запахов, упоминаемых в соответствующей фразеологии, чаще всего упоминается запах земли. Про глубокого старика говорят, что «он пахнет землей» (бел., волын., брянск.) или «от него пахнет землей», что неудивительно, ведь именно в ней он вскоре обретет последнее пристанище.
 
Земля как бы проникает в человеческое тело самым материальным образом, а не только посредством запаха. Недаром говорят, что из стариков «песок сыпется». Она как бы проступает наружу, меняя цвет лица и весь облик: «Если земля выступила на лице – [человек] умрет» (костром.). Про потемневшее, почерневшее лицо умирающего говорят, что его «землей заметало» (перм.) или что оно «землей подернулось» (тобол.) 8. Земля, проникшая в тело, не обязательно признак старости, зато она всегда предвещает скорую кончину. По материалам из белорусского Полесья, «если ребенок тяжел на подъем, он долго не проживет, так как в нем больше земли, чем тела, а земля в землю и тянет» 9; ср. также русское поверье из Пошехонья: «Если ребенок растет пухлым и нежным, то говорят, что его нежит земля. Тоже умрет» 10.
 
Тема притяжения земли – сквозная в рассказах о смерти. Как рассказывала одна информантка-баптистка из с. Речица Ратновского р-на Волынской обл., про человека, который скоро умрет, здесь говорят: «Однэю ногою в вичносты, а другэю ше на земли». «У нас кажуть, людына – як уже умырае – просыцца на землю, шоб положылы. Его земля прытягуе. Як положы на землю, може легшее будэ. Тягне до земли, переходы до вичносты. Ох, вичность, вичность, каже, выбырай: або пэкло, або рай. Е две вичносты, трэба выбрат: одна радосна, а другая мучытельная. Выбраты за жызнью на земли: пока ты в живых» (запись автора, 1997 г.).
 
Земля притягивает, манит как суженая. (Исследователи уже не раз обращали внимание на брачные мотивы темы в смерти.) Влечет она и воздействием на обоняние того, кто скоро придет в ее объятия или, как говорят белорусы-полещуки, «ажаницца з магилаю, з сырою землею». Она издает соблазнительные, аппетитные запахи, которые может воспринять, «услышать» лишь ее избранник. В Полесье говорят: «Пахтыть (пахнет) ему зэмля. Ужэ мни самому зэмля пахтыть. [Мне] зэмля обаранком пахтыть» (с. Засимы Кобринского р-на Брестской обл., Полесский архив Института славяноведения РАН (далее – ПА), 1985 г.). Ср.: «Иван був з тых людэй, шчо, як кажуть, ему земля яблыками пахне, старый горбатэнький» (с. Бобрик Пинского р-на Брестской обл.) 11.
 
Страх перед запахом смерти – одна из основных универсалий человечества, поэтому организация похорон подчиняется строгой «обонятельной» регламентации. Длительность срока пребывания покойника в доме зависит от того, как долго не появляются первые признаки разложения. «[У вас хоронят на второй день?] – То як холодно, то подождуть [приезда родных], а так-от сутки полежила, уже зворошили, уже воняе по хатэ» (с. Речица, запись автора, 1997 г.). Запах смерти пытаются скрыть с помощью засушенных пахучих трав, цветов, которые были освящены в церкви на Троицу или на Спаса: «Е такэ Зэлэны света, мы идом до цэркви на Зэлэны света мы нэсэм зилле з лиса сватым, а на Спаса – то с городу цвиты: мак, цвиты – всяке таке зилле. И коли корова тэлетко мае, то мы даем Трошки того свячэного, и колы умрэ, то надо е под голову, по цэлый труни покласты, и подушку шыем с того зилля… Зилля, шо сватять, у лиси на Зэлэни свята збыралы. Кадыло – Билым цвитом цвитэ, як мьята пахнэ» (с. Красностав Владимир-Волынского р-на Волынской обл., ПА. 1986 г.). Среди других трав упоминают мяту, «пахучую лэпэху».
 
Выбор способа транспортировки тела подчиняется той же необходимости – избежать распространения зловония. Особенно отчетливо эта озабоченность прописана в карпатском похоронном ритуале. П. Г. Богатырев показывает, сколь разнообразны аргументы, с помощью которых местные крестьяне объясняли, почему вол более подходящее животное для перевозки покойника, чем лошадь. Возможно, истинная причина такого выбора – материальная престижность вола как гужевого транспорта: вол стоил намного дороже коня. Но этот социальный аспект далеко не всегда выдвигался на первый план. Информанты скорее предпочитали говорить о практической и о символической стороне дела: «Нехорошо везти покойников на кладбище, как евреев. Лошадь – нечистое животное. Вол – самое чистое животное»; «У лошади – нет дыхания (не маε дыханiε), она не верит в Бога. Вот почему покойников возят не на лошадях, а на волах, и не на телеге, а на санях. Волов нельзя запрячь в телегу, нет такой упряжки»; «Чтобы везти покойника на кладбище, нельзя запрягать лошадей, надо только волов. Это закон. На лошадях возят только евреев, а для русинов нужны волы. Только евреев возят на телегах. А русина нельзя так везти на кладбище, потому что его тело растрясется и начнет смердить» 12.
 
Но карпатская обонятельная тема этим не исчерпывается. Объясняя, почему волы предпочтительнее лошадей, русины ссылаются на «обонятельные пристрастия» смерти. Оказывается, смерть не любит лошадиного запаха 13. Данное поверье требует этнографического комментария. Отвращение смерти к лошадиному запаху вполне закономерно, поскольку вообще на Украине отношение к лошади достаточно презрительное. Ее гужевые качества не вызывают сомнений, но лошадь – животное нечистое, ее мясо несъедобно. На этот счет существует этиологическая легенда, которая объясняет происхождение запрета на употребление конины. Когда Христос воскрес, он убежал от своих мучителей и спрятался в яслях. Животные по-разному отреагировали на его появление: куры и кони разгребали сено и тем самым выдавали Спасителя, в то время как коровы и быки зарывали его поглубже. За это предательство Господь наделил лошадь вонючим потом и запретил христианам есть ее мясо, как он запретил есть и куриные ножки. Зато христиане могут с чистой совестью есть говядину (чернигов.) 14.
 
Запаху смерти приписывается разрушительная сила, которая опасна не только для ближайшего окружения покойника, но и для всего сообщества. Запах смерти заразителен. В Полесье считают, что пока в деревне лежит непогребенный мертвец, женщины стараются не варить обед, иначе он тоже будет пахнуть трупом. Страдают от смрада и сады, которые червивеют, «бо мерц’е везут’ откритого» (с. Олтуш Малоритского р-на Брестской обл.) 15.
 
По возвращении с кладбища семья занимается очищением дома от следов пребывания покойника. Если запах первым оповестил о приближении смерти, то он же последним покидает дом. У русских в первый после похорон день принято мыть пол, чтобы «не пахло покойником» (Ильинский и Шуйский уезды Владимирской губ.) 16.
 
Дух покойного изгоняют из дома и с помощью «сакральных» запахов: ладана, воска: «Шчоб покойнык нэ ходыл, трэба палыты в хати воском, пахнэ мэдом и пэрэстайе ходыты» (с. Забужье Любомльского р-на Волынской обл., ПА, 1987 г.). Но не менее эффективными оказываются запахи, принадлежащие к другому регистру: не к сакральной сфере, а к сфере бытовой. Как известно, в народной традиции существовал ряд способов справиться с тоской по умершему. Хорошо известны разного рода действия, связанные с заглядыванием в печь или в дежу (квашню). Но тоску можно победить и с помощью запахов – например, запаха хлебной закваски, которая всегда остается в деже: «Из дзежи квасу панюхай, як кто муцно плачэ, коб забуваўса худко. Добре, ка, нюхай да панюхаў да стаў забуваца» (с. Жаховичи Мозырского р-на Гомельской обл. ПА, 1983 г.).
 
Еще более показателен способ, при котором средством борьбы со смертью, с тоской по покойному выступает нормальный человеческий запах – запах пота: «Возьми таково свово пота, да понюхай его» (с. Любязь Любешовского р-на Волынской обл. ПА, 1985 г.). К сожалению, из этой записи трудно понять, как именно нужно нюхать свой пот. Важно подчеркнуть, что о запахе пота, самом естественном для человека запахе, и о самом поте мало что известно. Возникает впечатление, что пот вообще никак не воспринимается культурой, кроме тех случаев, когда он оказывается «неуместным»: например, считается, что хороший запах младенца возникает лишь в результате крещения, а до того он пахнет потом (смолен., костром.). До сих пор мы рассматривали «стандартную» ситуацию смерти. Но в христианской культуре посмертный запах может выступать как смыслоразличительный признак. Смерть проливает истинный свет на прожитую жизнь. Аромат, исходящий от покойного, означает, что он достойно прожил жизнь: «Почиша (мученики) бо в мирЂ, и гроби ихъ фимияномъ мирисають, и мощи ихъ цвЂтуть, яко благоуханный цвЂть»17.
 
Аромат источают святые мощи и много лет спустя. Приведем только два примера. «Через десять лет, когда хоронили одного из ее (Юлиании Лазаревской, XVI в.) сыновей у Лазаревской церкви, нечаянно раскопали ее могилу и нашли ее наполненной какой-то жидкостью, похожей на миро. Больные, мазавшиеся этой жидкостью, начинали чувствовать себя лучше, а некоторые из них совсем исцелились» 18. Благоухание подчас начинает источаться в момент перенесения мощей, как о том рассказано в «Указе святого Синода от 31.5.1727 о мощах Варлаама Керетского»: «…а благоухание де тогда в часовне никакова от мощей ей не было, а как оныя его мощи из земли вынули и внесли в церковь великомученика Георгия, а из церкви в алтарь, и оный де иеромонах Иона с десятским досматривали, и тогда де от мощей его благоухание было видимо всем, подобно де тому, аки бы от росного ладону дым, и тогда де он, священник Василий и дьячек Игнатий, сказывали и говорили оному иеромонаху Ионе: исходит де от мощей преподобного благоухание, и он де иеромонах им говорил: исходит де от горна дым, а не благоухание». Несмотря на это, архиепископ приказал выкопать яму, положить мощи в раку, возвести своды и заклепать землю, а также устраивать панихиды в приличествующие дни 19.
 
Как благоухание служит знаком праведности и бессмертия, так и смрад обличает греховность. Гибель великих грешников, сопровождаемая страшным «злосмрадием», способна вызвать гнев стихий и привести к природным катаклизмам: так случилось, когда тело убитого Лжедмитрия не было предано земле, а было выставлено «на позорище»: «Сама земля возгнушилась, и звЂри и птицы такового сквернаго тЂла гнушалися и не терзали… Земля возгнушалася на себЂ держати проклятаго и мерскаго трупа и воздухъ отвратишася, съ небесе дождя на землю не сотвориша, земля плода своего, дондеже тот проклятый трупъ лежаше, и солнце не возсiя смрада ради трупа того, и всеплодiе исякло и поиде смрадъ не всеплодiе и отъять Господь тука пшенична и гроздiе, дондеже не исчезе трупъ его» 20.
 
Обращаясь к этнографическим источникам, более близким к нам по времени, мы находим те же представления. Люди, которые при жизни предавались такому нечистому занятию, как колдовство, разлагаются, как считают, быстрее, чем обычные покойники: «Который знае, вин разбрыкае [разлагается], ротом тэчэ» (с. Рясно Емильчинского р-на Житомирской обл. ПА, 1981 г.). Посмертное существование колдунов подстать их земной жизни и совершенным грехам: «Чародеи все изыдут в диавольский смрад» 21, т.е. попадут в ад. «Тамо же смрад паче всякаго смрада», - говорится в древнерусском «Луцидариусе». Точно так же праведники попадут в благоуханный рай (ср. в украинской песне: «…в Божим раi / дзвенять водо-граi / I пахнуть медови сади»).
 
«Нечистые» покойники долго угрожают покою живых. У В. Н. Добровольского находим рассказ, показывающий связь дурного запаха с дурным занятием. Один крестьянин отрубил голову своей жене, посчитав ее ведьмой, вместе с сыном разрубил тело на кусочки и сжег в поле. От тела на всю округу разнесся страшный смрад: «Хто такого смуроду набраўся, на век видьмаком астаўся» 22. Вонь, таким образом, не только выявляет греховную сущность человека, но и сама оказывается разносчиком греха.
 
Это в некотором смысле инобытие духа, продолжение жизни в иной форме – одна из постоянных тем украинских этиологических легенд. В текстах этого жанра, умирая, человек не исчезает бесследно, а превращается в растение. И по запаху, который источает новое растение, судят о том, каким человек был при жизни. Весьма почитаемый украинцами базилик (васильок) вырос на том месте, где умер святой человек – Василий Блаженный. Поэтому растение пахнет одновременно и трупом, и ладаном 23. Чеснок вырос из зубов колдуньи, табак – на могиле распутной женщины. Но в народной космогонии запах некоторых растений может быть и благоприобретенным: трупный запах бузины объясняется тем, что Иуда положил конец своим дням, повесившись на этом кустарнике.
 
И, наконец, последний аспект затронутой «ароматической» темы. Если «правильные» покойники по истечении года утрачивают свою индивидуальность и закономерно переходят в разряд предков, то покойники «неправильные» становятся нечистой силой, в неурочное время вторгающейся в пространство живых. Среди многочисленных способов защиты от этих «нежелательных» духов важную роль играют растения с сильным, резким запахом.
 
Окуривания ладаном и асафетидой, растением с сильным чесночным запахом (укр. сафатина, рус. дурной дух, пол. smròdzieniec), помогают от ведьм. У гуцулов асафетидой кадят в стойле, под выменем коров, у белорусов с ее помощью распознают колдуна: кто не выдержит запаха асафетиды и выбежит из дома, тот знается с нечистым.
 
Пахучие растения амбивалентны: с одной стороны, они защищают от нечистой силы; с другой – способны ее приманить. На Русалчын Велыкдень (четверг на Троицкой неделе) русалка выпытывает у своей потенциальной жертвы, какое растение та держит в руках: мята и петрушка обостряют ее сексуальный аппетит, полынь обращает в бегство (укр., полтав.); ср. формулу, упоминающую растения-апотропеи: «Хрен да полынь, плюнь да покинь!» (житомир.) 24. Точно так же одно лишь название чеснока, произнесенное вслух, способно прогнать лешего (рус.), ср. русскую апотропейную формулу: «Чеснок тебе под язык». Чеснок предупреждает гуцула: «Не лупи мене до живого, то я тi збавлю вiд усього злого» 25. Как утверждает русская пословица, «хрен да редька, лук да капуста лихого не пропустят».
 
Запахи, таким образом, выступают как важный канал общения человека с потусторонним миром: с их помощью он узнает о своей скорой кончине, но в то же время с помощью «своих» домашних запахов человек может защититься от смерти и ее нежелательных посланцев.
 
НЕДУГИ ТЕЛА И ДУШИ.
 
В религиозных текстах, а затем в фольклоре мы постоянно сталкиваемся с резким противопоставлением благоуханной души и зловонного тела. Так, в некоторых сказках бесы дерутся между собой, пытаясь овладеть душой, и с пренебрежением отказываются от вонючего тела. Противоположная ситуация, когда «тело благоухает, да душа злосмрадную воню издает», свидетельствует о глубоком духовном кризисе.
Однако злосмрадие тела тоже может быть в свою очередь истолковано как знак моральной испорченности или болезни, насланной в наказание за тяжкие грехи. В духовном стихе «Сорок калик с каликою» княгиня Апраксия (Апраксеевна Королевична) за свой двойной грех (прелюбодейное намерение в отношении пасынка Касьяна и ложное обвинение) терпит мучения от Бога: ее поражает смрадная хворь, и она покрывается язвами. Спасенный Богом Касьян (Фома) не мстит княгине, а по-христиански прощает ее, и она мгновенно исцеляется.
 
Запах и этимологически, и семантически связан с дыханием и с речевой деятельностью. В «Повести святого отца о пользе душевной всем православным христианам», приписываемой по традиции Иоанну Златоусту, объясняется, что происходит с матерщинником: «А котораго дни человек матерны излает и в тот день уста его кровию запекутца злые ради веры и нечистого смрада исходящего из уст его, и тому человеку не подобает того дни в церковь Божию входити, ни креста целовати ни евангелия, и причастия ему отнюдь недавати» 26. Дурной запах изо рта выдает богохульника или лживого человека, как утверждает недавно опубликованная рукопись XVIII в.: «У которого человека смородит изо рта – в том несть правды» 27. Дурной запах изо рта может иметь и иное происхождение. В Полесье утверждают, что поведение беременной женщины навеки определяет судьбу ее ребенка. Она должна строго следить за своими словами и поступками. «И штоб идзѐ па̀дло, дак штоб не плевала «тьфу» и не казала, што «смердзѝць», а «па̀хне», а то народзица дзиця, будзе з роту так недобре смердзиць» (Жаховичи Мозырского р-на Гомельской обл.) 28.
Если же, несмотря на все предосторожности, ущерб был причинен, сложившееся положение можно поправить, разыграв ту же сцену, но с обратным знаком. Мать должна найти падаль и долго вдыхать ртом смрад, утверждая вслух что «падло не сьмердзiць, дак нехай i у мене зрота не сьмердзiць» 29.
 
Пожалуй, запах изо рта – единственный человеческий запах, который воспринимается в традиционной культуре как дурной (в русском говоре Забайкалья для людей с таким дефектом имеется даже специальный эпитет вонькоротый). Ни пот, ни моча, ни месячные, ни другие выделения не получали «обонятельных» характеристик и широко использовались в медицине и в любовной магии: и пот, и вода, оставшаяся после подмывания, служат для приготовления, например, лепешек, с помощью которых девушки старались приворожить своих избранников.
 
С потом и другими выделениями передаются самые важные душевные и физические качества. Недаром при первом пеленании новорожденного в ход идут ношеные, обязательно нестиранные предметы одежды родителей: рубаха или штаны отца, рубашка или юбка матери. Среди многих объяснений, почему одежда должна быть грязной, информанты чаще всего упоминают любовь отца к сыну, матери к дочери, но также и будущие любовные успехи. Ту же цель преследует и первое купание младенца, когда повитуха добавляет в воду пахучие травы: мяту, любисток, кудрявец, надеясь, что ребенок, чаще всего мальчик, будет пахнуть, как цветы, и поэтому его будут любить девушки.
 
ЗАПАХ ТОГО СВЕТА.
 
Согласно разрозненным свидетельствам этнографических сборников, человек по сути ничем не пахнет до тех пор, пока остается в своей среде. Как мы видели, лишь болезни да скрытые пороки проявляются через запахи. Особый запах появляется у стариков, о которых говорят, что они «пахнут старостью». Возможно, этот запах напоминает о смерти. Как иногда говорят о дряхлом человеке, приближающемся к концу жизненного пути, он «пахнет землей», в которой вскоре обретет последнее пристанище.
 
Но настоящий запах смерти начинает источаться лишь в тот момент, когда душа покинет тело. И только смерть может пролить истинный свет на прожитую жизнь. Благоухание означает, что покойный вел жизнь праведника, а смрад выдает грешника (вспомним сцену смерти Зосимы в «Братьях Карамазовых»). Враги старчества злорадно вспоминают, что от другого покойника, старца Варсонофия, не только духу не было, но точилось благоухание, которое он «не старчеством заслужил, а тем, что и сам праведен был». А зловоние, исходящее от новопреставленного старца, толкуется как предупреждение свыше.
 
Запах смерти заразителен, мы видели это на примере смерти ведьмы. Поэтому пока в деревне лежит непогребенный мертвец, женщины стараются не варить обед, иначе он тоже будет пахнуть трупом. Напротив, запах живого человека отчетливо слышат обитатели потустороннего мира. Обоняние заменяет им зрение. Именно по запаху Баба-Яга или Змий обнаруживают незваных пришельцев: «Фу! фу! доселева русского духа видом не видано, слыхом не слыхано, а ныне русский дух в очью проявляется» (сказки «Финист Ясный Сокол», «Федор Тугарин», «Марко Богатый и Василий Бессчастный»). Мотив человеческого запаха, будоражащего потустороннюю силу, появляется и в иных традициях и жанрах. В украинской думе, например, орел, парящий над кораблем, предвещает гибель пассажирам возгласом «пхе, руська кость пахнет», что устраняет многозначность русского «дух» и означает просто запах человеческой плоти. Как комментирует подобный эпизод В. Я. Пропп, «запах живых в высшей степени неприятен мертвецам. Он так же противен им и страшен, как запах мертвых страшен и противен живым» 30.
 

2.4.2. Черносвитов

2.4.3. Вит Ценёв От чего умирают психологи …………
 
сайт www.Psyberia.ru
 
Психология, в нынешнем значении слова, – это наука о человеческой психике. Или наука о человеке, если угодно. Правильнее, конечно, будет говорить, что психология – это наука о душе, ибо псюхе – это душа, а логос – познание или изучение. Но так как в современном научном представлении души у человека – тю-тю, то и трактовать психологию, как науку о душе, стало некорректно. Души нет. А есть психика. Ша!
Поэтому наука о душе и стала наукой о психике, а душевные болезни сделались болезнями психическими. Можно продолжать говорить, что у человека «добрая душа», или что пиво «душевное», – но к предмету психологии это уже никакого отношения не имеет.
В лучшем случае, это черта характера или настроения (атомарных элементов в общей структуре психики).
Душа – это не существительное, а прилагательное. Не субстанция, а качество. Не предмет, а его свойство. Только одно из очень многих других, заметим.
 
Но за всеми этими подменами кроется ещё одна, менее очевидная. Разница между «наукой о психике» и «наукой о душе» кардинально отличается тем, что предмет познания первой смертен, а второй – бессмертен.
Психея, древнегреческая прародительница психологии, в своей любви к Эроту стала богиней и обрела бессмертие. Психея – это классический идеал высшей реализации души. Психея была смертной, но она обрела бессмертие, – потому наука о душе (псюхе) была, по сути, наукой о бессмертии, достигаемой за счёт самореализации.
 
Но когда наука о душе – стала наукой о психике, то её любовь к Эроту сделала человека смертным.
И если в древнегреческом мифе Эрот уговорил Зевса сделать Психею богиней (читайте – бессмертной), то наш современный Эрот, напротив, уговорил Зевса сделать из богини простолюдинку, что обрекает её на неизбежную смерть.
Так что психология (как наука о душе) – это наука о бессмертии. А психология (как наука о психике) – это наука о смерти. Возможно, поэтому, с начала массовой подмены души на психику, мы открываем новые области научного знания: сначала это влечение к Смерти у Фрейда (Танатос), затем танатология, далее танатотерапия®, и, наконец, некросоциология.
 
Наука о душе – учила нас стремиться к бессмертию. Наука о психике – учит нас умирать. Вам более не нужна дисциплина духа. Вам более не следует горевать, когда случилось горе. Не нужно проявлять мужества, когда трудно. И не стоит превозмогать себя, когда вам страшно.
Избавьте меня побыстрее – от моей боли. Избавьте меня поскорее – от моего горя. Дайте технику или технологию, дабы облегчить моё положение. Измените меня. Сделайте меня эффективнее. Нейтрализуйте мой страх.
Освободите меня от моей лени. Запрограммируйте мою психику на позитивный результат. Внушите мне чувство уверенности. И так далее, и тому подобное.
 
Наука о душе – это воспитание души. Наука о психике – это умерщвление души человеческой. И в прямом, и в переносном смысле. Это некропсихология.
Один маленький мальчик принёс с улицы двух кошек. Мать взяла этих кошек и размозжила им головы о стену. Когда мальчик вырос и стал знаменитым, – он написал в дневнике: «Вся моя жизненная философия и мои исследования имеют один общий исток – они питаются ненавистью и отвращением к тому, что воплощала собой она (мать)». Этого мальчика все знают под именем Абрахам Маслоу. Именно с легкой руки его ненависти к матери в мире появилась теория самоактуализации и развития своих творческих способностей.
 
Умерло у Маслоу как раз то место, где нет души, – сердце. В 1970 году Маслоу умер от сердечного приступа. В «Истории современной психологии» о теории Маслоу сказано, что она «поддается лабораторным исследованиям довольно слабо, а в большинстве случаев – и вовсе не подтверждается».
 
Там, где больше нет души, нет и жизни. Смерть от сердечного приступа – это наиболее частая смерть у психологов. Рональд Лэнг (папа «антипсихиатрии»), – умирает от инфаркта. А до этого – алкоголизм и многолетняя депрессия.
Стэнли Милгрэм (знаменитый эксперимент с подчинением авторитету), – все последние годы жизни страдает болезнью сердца. Умер в возрасте 51 года от сердечного приступа.
 
Эрик Берн, автор транзактного анализа, – умер от сердечного приступа.
 
Курт Левин, создатель гештальтпсихологии, – умер от сердечного приступа.
Вильгельм Райх, создатель оргонной теории и Моисей сексуальной революции, – умирает от сердечного приступа в тюрьме (2 года за продажу «вредных шарлатанских снадобий»).
Балинт Михаил, венгро-английский психотерапевт, – умирает от сердечного приступа.
Кинзи Альфред, автор статистических исследований в области сексуальности, – умирает от сердечного приступа.
 
 
Ошанин Дмитрий Александрович, отечественный психолог. Скончался во время операции на сердце.
 
 
Рубинштейн Сергей Леонидович, наш главный «основоположник и космополит отечественной психологии». Умер от сердечного приступа.
Ананьев Борис Герасимович, основатель Ленинградской школы психологии. Он умер от инфаркта.
 
 
Корсаков Сергей Сергеевич, выдающийся русский психиатр. Умер от болезни сердца.
 
 
Мамардашвили Мераб, – философ, «грузинский Сократ», оказавший огромное влияние на психологическую мысль. Основная тема его работ: это раскрытие духовных возможностей человека. Умер от сердечного приступа.
 
 
Альфред Адлер, отщепенец психоанализа, автор индивидуальной психологии, – умер от сердечного приступа. Этот список можно продолжать очень долго.
В феврале 1923 года автор теории «влечения к смерти» (Танатос или инстинкт разрушения) обнаруживает – «налет на челюсти и правой стороне нёба», который ему удалили в том же году. Опухоль оказалась раковой, а пациент – Зигмундом Фрейдом. За первой операцией последовала, вторая, третья...
Фрейда оперировали так часто, что ему казалось, будто рука хирурга постоянно находится во рту. Чтобы добраться до опухоли, ему вырвали все зубы с правой стороны, рассекли губу (так, что она стала похожа на заячью) и удалили часть челюсти. В нёбе образовалась дыра, которую прикрывал специальный протез.
 
 
Половину его лица парализовало, а во время еды пища шла носом. В сентябре 1939 года его лечащий врач Макс Шур исполнил последнюю просьбу Фрейда, и ввёл ему смертельную дозу морфия.
 
Фактически, это было самоубийство. Или, говоря нынешним языком, эвтаназия.
Вторая, наиболее распространённая причина смерти психологов, – это рак. Ещё до смерти Фрейда, в 1934 году, от рака умер психоаналитик Георг Гроддек.
 
Он был убеждён в том, что смог бы устранить ошибки в мышлении Гитлера, если бы встретится с ним. И эту идею он пытался осуществить, забрасывая канцелярию Гитлера письмами, за которые его едва не арестовали национал-социалисты. В том же самом году Гроддек умер от рака, пребывая на лечении в санатории.
От рака умирает Тимоти Лири, знаменитый бунтарь, апологет ЛСД. В 1970 году Тимоти Лири был арестован и приговорён к тюремному сроку – за хранение и распространение наркотиков, а через три месяца после исполнения приговора сбежал из тюрьмы.
 
В 1973 году его нашли в Афганистане, вернули в США и приговорили к новому сроку за побег. Тогда Лири «сдал» властям организаторов своего побега, за что и получил досрочное освобождение. В 1995 г. у Тимоти Лири обнаружили рак предстательной железы в неоперабельной стадии. Лири умер в 1996 году.
После смерти его мозг должен быть заморожен, чтобы в будущем вернуться к жизни с помощью криогенетики. Исполнилась ли его предсмертная мечта, или нет, я не знаю.
 
От рака мозга умер Ганс Айзенк, автор знаменитого теста коэффициента IQ. В 1970 году он написал статью, которая приобрела скандальную известность. В ней Ганс Айзенк утверждал, что между курением и возникновением рака нет никакой связи. К этой же теме Ганс Айзенк вернулся в 90-х годах, проведя четырехлетние исследования, доказывающие отсутствие связи между курением и возникновением рака. Эти исследования проводились на средства табачной компании Рейнольдс. В 1997 году Айзенк умер от рака мозга.
 
 
За три года до скандальной статьи Ганса Айзенка, от рака легких умер заядлый курильщик Гордон Олпорт. Олпорт единожды встречался с Фрейдом, таким же заядлым курильщиком. Фрейд глубокомысленно видел в каждом слове Олпорта замаскированные проекции его собственных проблем.
На что Олпорт, вероятно, рассердился и попросил Фрейда порекомендовать ему американского аналитика. Встреча с З. Фрейдом произвела на Олпорта «неизгладимое» впечатление: ибо он не только не воспользовался советом патриарха психоанализа, но и вообще никогда за всю свою жизнь не посетил психоаналитика в роли пациента. А о самой встрече с Фрейдом Олпорт потом вспоминает, как о «травматическом переживании».
К слову сказать, ещё в XIX веке многие учёные подозревали существование связи между курением трубки и сигар и раком ротовой полости. Об этом не раз писали в медицинской литературе. Рак полости рта называли «раком богачей», им болели только богатые люди, а объяснение этому было крайне простое: трубочный табак и, в особенности, сигары, были очень дороги, – и их не могли себе позволить «простые смертные».
Рак – символически интерпретируется как ненависть. Как незаживающая рана, которая не даёт человеку покоя.
 
Подумайте и скажите: кого они так ненавидят? Откуда столько этой ненависти у тех, кто учит нас любви, личностному росту и смыслу жизни?
Болезни сердца – это символика душевной черствости. Это дефицит радости, это изгнание всякой радости ради денег и карьеры. Подумайте об этом.
 
              "У нас в доме царила гнетущая обстановка. Моим обычным состоянием были страх, чувства унижения и подавленности".
Джон Спок, сын Бенджамина Спока (автора всемирного бестселлера «Ребёнок и уход за ним»).
          "Есть в далеком городе Ебунцы некто Вася Здрочин, который представления не имеет, что такое Интернет – для него писалась эта книга".
Сергей Горин о своей книге «Соблазнение».
 
Несколько лет назад в одном из российских журналов прозвучало пророческое заявление о том, что если современная медицина будет развиваться такими «темпами», – то, в самом скором времени, простуда и грипп начнут убивать людей. Что вы теперь видите, и что вы слышите, когда включаете телевизор?! Атипичная пневмония? Куриный грипп? Что дальше?
И если современная психология будет развиваться такими же «темпами», то в самом скором времени люди потеряют последние остатки психологического иммунитета. Если вы порезали палец, вам срочно нужна помощь психолога.
Если вам нахамили, или если на вас накричали, – то вам немедленно нужна психологическая поддержка. Вы боитесь? Бегом к психологу! Вам не хватает силы воли? Рысцой к психологу! Вам грустно?
 
Поторопитесь к нему на приём! Ревнуете? К психологу! Злитесь? К психологу! Вы раздражаетесь? Скорее к психологу! Он поможет! Он внушит и он избавит! Он запрограммирует и закодирует вас.
И вот однажды, – они «помогут» нам избавиться от страдания раньше, чем оно причинило нам боль. Они освободят нас от страха раньше, чем мы успели испугаться. И наши слёзы, – с их помощью, – высохнут раньше, чем мы успели заплакать. Это очень главное.
И это очень важно, – чтобы вы не нервничали, не горевали, не страдали, не переживали, не волновались, не плакали, не болели, не боролись с собой и не превозмогали себя.
 
Ничего этого не нужно: стрессы вредны, неврозы пагубны и нервные клетки не восстанавливаются. Убейте в себе (с нашей помощью) всё, что заставляет вас страдать, – и будьте счастливы. Убейте в себе!
Ибо психология, – это наука о смерти. Смерти вашей души.
 

2.4.4. Баскаков В., Баскакова М. Неожиданный… рак!

 
 
 
Семинары, тренинги, конференции

  
 
 
 
 
Сеансы танатотерапии из первых рук!

Если у Вас есть желание пройти сессию танатотерапии у сертифицированного специалиста-танатотерапевта, то:
в Москве Вы это можете сделать у следующих лиц:
 
 
 
 
  
Летаев Максим ЮрьевичЛетаев Максим Юрьевич
В Белоруссии
Бабина Ольга АнатольевнаБабина Ольга Анатольевна
И другие...
 
в Екатеринбурге
 
Забродина Валентина Сергеевна - Психолог, специалист по социально-психологической реабилитации, сертифицированный танатотерапевт-практик
 
 
в Минске (Белоруссия) :
 

 
 
 
В других городах Вы сможете пройти сессию танатотерапии, обнаружив такого специалиста в разделе «Персоналии» данного сайта. Во всех остальных случаях – пишите нам. Успехов!
New!

 
 
 
 
 
 
Новые статьи

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Читать все:
 
Лекция Георгия и Антонины Фунтиковых «Рождение и смерть в русской традиции». Часть 1
 
 
 
 
Недавние события

 
 
 
31 марта 2024 г. в Санкт-Петербурге - Конференция «Психология тела»
 
 
 
 
На главную страницу На предыдущую страницу На начало страницы