|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как лечат с помощью мыслей о смертиАлиса Ксеневич
Обозреватель, №36 (366), пятница, 4 сентября, 2009; стр.18 (Экстремальная психотерапия).
Бороться со страхом смерти стало модно. Кто-то идет на это ради острых ощущений, кто-то - с надеждой на душевное и физическое восстановление. Примечательно, что самые экстремальные из ныне существующих психотерапевтических тренингов разработаны в России. С авторами неоднозначных практик и их адептами встретилась корреспондент «Обозревателя».
Закапывая себя, человек оставляет в могиле свою худшую часть, которая мешает быть счастливым. К тренингу допускаются не все. Сильный стресс чреват обострением скрытых патологий.
Могила исправит?Тренинг под названием «Погребение в природных условиях» ректор института психологического консультирования (Санкт-Петербург) Владимир ЕВТЮШКИН начал проводить в 1998 году. По его словам, мотивация у всех одна:
- Все они хотят что-то изменить в своей жизни. От земли мы можем получить помощь практически по всем вопросам, главное - иметь перед собой четкую цель. Чем она яснее, тем более точный и убедительный ответ мы получим. Закапывая себя, человек оставляет в могиле свою худшую часть, которая мешает быть счастливым. Разумеется, к тренингу допускаются не все. Сильный стресс чреват обострением скрытых патологий и расстройств у лице неустойчивой психикой. Прежде чем «закопаться», люди проходят несколько собеседований. В последнее время мы работаем с закрытыми группами, то есть с теми людьми, которые прошли у нас тренинг личностного роста. Попасть со стороны сложно.
«И никто не узнает, где могилка моя...»Технически все происходит так: по 4 углам ямы спускают гофрированные трубки для воздуха. На дне сколачиваются 3-4 п-образных упора. Высота их - всего около 50 сантиметров. На землю кладут туристический коврик и спальный мешок. Сверху на упоры ставят доски и застилают их полиэтиленом. Затем доверху засыпают землей. Место для временного погребения должно соответствовать определенным параметрам: песчаная почва, отсутствие вблизи населенных пунктов и оживленных автомобильных трасс. На то, чтобы выкопать могилку со всеми удобствами, уходит несколько часов. Кто-то выкапывает яму в человеческий рост, кто-то залегает на уровне не ниже 50 сантиметров от поверхности. 3 часа - минимальное время, которое необходимо провести в земле, чтобы слиться с ее стихией. Об окончании ритуала возвещают удары бубна наверху. Осенью, с наступлением холодов, сезон «закапывания» заканчивается.
«Нас до сих пор считают придурками»Первый тренинг погребения в природных условиях в России проводили мексиканские психотерапевты. Они же читали семинары для российских коллег, в числе которых был и Владимир Евтюшкин.
- Мы переняли у них эту практику, но потом поняли, что их мексиканские боги нам не совсем понятны. Адаптировали тренинг под наши культуру, менталитет.
- Что вы чувствуете во время погребения?
- Каждый раз страшно, и это нормально. Отказываясь от чего-то, мы не знаем, что нас ждет впереди. Это пугает. Страшно, что земля рухнет, что змея выползет... Плюс ко всему приходят видения. Достаточно серьезные видения. Человек знакомится с чем-то, что было до его жизни.
- В чем выражается терапевтический эффект?
- Мощная психологическая встряска снимает с человека блокировку. Скажем, человек живет с тем, с кем не хочет жить. Имитирует любовь, подражая предыдущим поколениям. Невыраженные чувства ненависти, неприязни, отчаянья, естественно, должны где-то оседать - развиваются заболевания. После прохождения ритуала эти вещи снимаются. Клиент «откапывается» новым человеком.
- Как ваши коллеги относятся к такому виду психотерапии?
- Нас до сих пор считают придурками. Хотя о практике воинов закапывать себя в землю для излечения недуга писал еще Карлос Кастанеда.
Живые мертвецыО своем опыте «закапывания» Надежда вспоминает с содроганием:
- Это фантастическое ощущение - наблюдать, как сверху кладутся доски, слышать, как падает земля на пленку. Однако скоро чувство эйфории сменилось легкой паникой - под тяжестью песка пленка надо мной стала провисать огромными пузырями. Я испугалась, как бы вся конструкция не развалилась и меня не засыпало к чертовой матери. Я нашаривала трубки. Вдруг они забились землей? Казалось, что в них нет тяги. Заснуть мне так и не удалось. Через час я уже была на поверхности. Этот способ познания и решения психологических проблем явно не для меня. Хотя людям, склонным к суициду, это наверняка поможет. Выбравшись из могилы, по-другому смотришь на мир и возвращаешься к жизни с чувством огромного облегчения.
Замри-умри-воскресни!Наверное, в мире не найдется людей, которые не боялись бы смерти. Пугает сам факт прекращения функционирования тела, перехода в некое иное состояние, и даже неизвестно, будет ли оно. Танатотерапия® (Тhanatos (греч.) - бог смерти; therapy - помощь, лечение) была создана в конце 1980-х российским психотерапевтом Владимиром Баскаковым. В настоящее время метод используется при работе с умирающими и их близкими; с людьми, страдающими фобиями, бессонницей, депрессиями, сексуальными расстройствами; в группах личностного роста для более полного ощущения и понимания себя. Танатотерапия® - это еще и возможность догоревать по ушедшим отношениям, потерянным возможностям, осознать ценность происходящего здесь и сейчас. О сути метода корреспонденту «Обозревателя» рассказал сам Владимир БАСКАКОВ, возглавляющий институт танатотерапии в Москве.
- Есть восточная поговорка: «Все можно пережить, за исключением своей смерти». Можно ли говорить о моделировании процесса умирания, если во время сеанса танатотерапии человек физиологически жив-здоров?
- Вы абсолютно правы, моделируется не истинная смерть. В общих чертах - «клиническая», которая, конечно, не смерть. Это как «немного беременна» или булгаковская «осетрина второй степени свежести». Отсюда «страх смерти» - такой же нонсенс. Как человек может бояться того, чего он при жизни в принципе не может испытать?! Во время сеанса танатотерапии человек ощущает практически все параметры процесса клинической смерти, описанные, в частности, доктором Раймондом Моуди. Многие из этих ощущений парадоксальны для нашего привычного представления о процессе расслабления. Это, например, охлаждение конечностей, ощутимые боли в тех местах, которыми тело лежащего контактирует с полом (затылок, пятки, локти и др.). Такой же степени расслабления, вероятно, достигала принцесса из сказки Андерсена, раз смогла почувствовать горошину через дюжину перин. Часто процесс сопровождают видения. Бывают случаи невероятного ощущения «выхода из тела» и своеобразных «полетов». Нас же не удивляют полеты во сне!
- Сколько видов смерти вам известно?
- Их 5. Первый - это тотальное расслабление. Руки, ноги раскинуты, свободны и расслаблены. У только что умершего глаза открываются, нижняя челюсть «отваливается». Зачем подвязывают челюсть и закрывают глаза? Нас не устраивает смерть, и мы стараемся придать мертвому вид спящего. Второй вид - это сон, время максимального расслабления. Во сне мы находим решения важных для нас вопросов либо примиряемся с тем, что уже нельзя изменить. Третий вид смерти - это оргазм. Оргазм - «маленькая смерть» на Востоке. Почему так? Во-первых, это потеря контроля. Это почти сумасшествие! А сумасшествие - это четвертый вид смерти, смерть прошлой личности. Во-вторых, контроль теряется из-за колоссальных по силе чувств! Только во время умирания человек способен испытать такие чувства. Танатотерапия® работает на отпускание контроля и принятие клиентом своих сильных чувств. Последний вид смерти - объективизация тела. Танатотерапевт дает понять клиенту, что его тело - это объект. Человек тщательно сопротивляется, холодеет и цепенеет. Он не может представить свое тело как объект.
- Мы не испытываем страх перед сном, оргазмом и в то же время боимся смерти. Может быть, потому что смерть ассоциируется с болью? - Я бы не согласился с такой категоричностью относительно отсутствия страха перед сном. А молитвы на сон грядущий? Тем более страх перед оргазмом! Много клиентов обращаются к нам именно с этими проблемами. Кстати, мы часто находимся в плену у собственных представлений о боли. Для этого достаточно всего лишь аккуратно (и безопасно для тела и человека!) исследовать территорию боли. Открываются удивительные феномены: боль исчезает (!), боль стенизирует (а не лишает сил!), возникает интерес идти на боль. Именно этим приемам мы обучаем, в частности, волонтеров города Сьена (Италия), которые работают с терминальными больными. Но надо помнить, что главная задача - не лишить человека боли, так как для человеческого тела боль - охранник, информатор об опасности.
- Как-то официально подтвержден тот факт, что танатотерапия® помогает при лечении пациенток, страдающих бесплодием и привычным невынашиванием?
- Это зафиксировано в виде соответствующих справок: в частности, из Медицинского женского центра (Новый Арбат, Москва), а также из выступлений коллег-врачей и акушерок, применяющих этот метод. Почему помогает? Потому что этих пациенток можно объединить в одну группу по следующим признакам: колоссальный сверхконтроль, который блокирует биологическую программу родов; страх смерти и страхи, связанные с предстоящей беременностью; первое в сочетании со вторым дают отсутствие оргазма. И со всем этим, особенно с проблемой снятия контроля (в безопасном режиме!), успешно справляется танатотерапия®. Но в обещаниях помочь нужно быть максимально осторожным: лучше предложить клиенту/клиентке «примерить» этот сложно скроенный костюм. Подошел - он ваш!
- Может ли танатотерапевт помочь влюбленным догоревать по ушедшим отношениям, начать новую жизнь, перестать чувствовать тоску и опустошение?
- Нужен конкретный случай. Тема расставания, горевания - это тема «перехода», это наша тема! Есть специальные приемы и техники, позволяющие исследовать это пространство. И, как вы понимаете, пока не будет затронут позитивный смысл, который, например, стоит за проблемой горевания, эта проблема будет решаться с трудом!
- К каким последствиям может привести работа с клиентом неподготовленного танатотерапевта?
- Здесь уместно петь гимн человеческому телу - насколько оно способно выдержать любые издевательства неподготовленных «специалистов»! Такое возможно в сочетании абсолютно низкой телесной компетентности клиентов и участников семинаров-«лубков»; с другой стороны - при абсолютном отсутствии ответственности этих «специалистов-терапевтов» и «ведущих». Никому и в голову не придет, взяв учебник по офтальмологии или хирургии (которые продаются свободно), лезть с ножом в глаз или другую часть тела клиента!
- Для чего нужно помнить о смерти?
- Чтобы не забывать о жизни! Ведь к многим из нас в конце придет глубочайшее осознание: «Я ведь и не жил!» Поэтому один из девизов танатотерапии: «Никогда не поздно начать жить!»
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright © Баскаков Владимир 2011-2024
|