|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Танатотерапия®: практическое применение1. Предисловие
2. Танатотерапия® как средство релаксации
2.1. Случай работы с больной ДЦП
3. Танатотерапия® как средство личностного роста
3.1. Воронкина С.И. (г. Краснодар) Танатотерапия® и ответственность
3.2. Устюжанина Е. Танатотерапия® как средство личностного роста: проблемы и перспективы (дипломная работа) Москва 2011
3.3. Колиенко Н.С. Личностное развитие и танатотерапия®: проблема преодоления кризиса потери творчества (на основе самоисследования и анализа клиентского случая), Дипломная работа, Москва, 2011
3.4. Биглер Н. Круг четырёх базовых проблем. Проблемы опор и сверхконтроля (дипломная работа) Екатеринбург 2008
3.5. Константинова Д..С. Механизм и возможности работы метода танатотерапии с
внешними и внутренними границами тела (курсовая работа)
4. Танатотерапия® как средство психокоррекции
4.1. Шубина Е.В. (г. Санкт-Петербург) Исследование эффективности метода танатотерапии с использованием проективного рисуночного теста
4.2. Баскаков В.Ю. (г. Москва) Танатотерапия® посттравматического стресса
4.3. Шубина Е.В.(г. Санкт-Петербург) Танатотерапия® (примирение со смертью)
4.4. Белая Е. (г. Владивосток) Случай применения танатотерапии
4.5. Золотова (Каткова) А.В. «Танатотерапия® аддиктивных подростков из неполных семей» Дипломная работа Москва 2011
4.6. Иванова Е.А. Использование приемов и принципов танатотерапии в работе с подростками (дипломная работа) Москва 2011 г.
4.7. Герасимов М. Случай применения танатотерапии при помощи клиенту пережить болезненную ситуацию (курсовая работа), Москва 2006 г.
4.8. Задорожная О. В. Созависимость как проблема нарушения контакта с
процессами смерти и умирания, Дипломная работа, Москва 2011
4.9. Гордеева С. Прикосновение в танатотерапии. Курсовая работа, Москва
2006
4.10. Якобсон П.Г. Кризисные состояния личности: специфика проявления и
терапия (дипломная работа), Москва 2011
4.11. Климачева Е.С. Невротический статус личности как проблема
нарушения контакта с процессами смерти и умирания, Дипломная работа, Москва 2011
5. Танатотерапия® в лечении заболеваний
5.1. Альзоба Е. Н. (г. Минск) Применение танатотерапии в лечении больных с ампутациями нижних и верхних конечностей
5.2. Гусева Н. В. (г. Москва) Опыт примения танатотерапии в случаях лечения бесплодия
5.3. Опыт применения танатотерапии врачом О.Железновой (Прага, Чешская республика)
5.4. Пономарев А. А. (г. Екатеринбург) Клинические случаи лечения пациентов с применением танатотерапии по методике В.Ю. Баскакова.
5.5. Баранников К.В. (г. Екатеринбург) Применение танатотерапии в женском отделении Городской психиатрической больницы №12
5.6. Газарова Е. (г. Москва) Клинические аспекты танатотерапии
5.7. Воскресенская И. (г. Петрозаводск) Примернение танатотерапии в случае психоэмоциональной травмы с тотальной аллопецией (облысением)
5.8. Замараева Е.В. (г. Москва) Случай применения танатотерапии
5.9. Баскаков В.Ю. (г. Москва) Применение танатотерапии в лечении бесплодия и привычного невынашивания
5.10. Евсеев И. В. Танатотерапия® и диабет 2 типа (дипломная работа)
5.11. Евтушенко М.А. Использование метода танатотерапии при работе с клиентами, страдающими нейродермитом Дипломная работа Москва, 2011
5.12. Бабина О.А. Травма: интеграция тела и смысла. Ресурс травмы и танатотерапия® (дипломная работа), Москва - 2011
5.13. Андреев Ю.В. Кома III – принятый переход (дипломная работа), Москва 2010
6. Танатотерапия® как опыт трансперсональных переживаний.
6.1. Воронкина С.И., Агурина А.Е.(г. Краснодар) Трансперсональный опыт как путь повышения ценности бытия
6.2. Случай описания переживаний К.
6.3. Из Практической психологии
7. Танатотерапия® в диагностике
7.1. Забродина В.С. (г. Екатеринбург) Апробация методики «ТТТ (Тематический Танатотерапевтический Тест)» в практической деятельности танатотерапевта
8. Прикладные аспекты танатотерапии
7.1. Абрамов В.А. (г. Волгоград) Роль запахов в танатотерапии.
7.2. Танатотерапевтическая олимпиада «Ниже, тише и слабее»
1. ПредисловиеНиже представлены выдержки из готовящегося к выходу сборника «Танатотерапия®: практическое применение». Наряду с обширной апробацией метода танатотерапии на практических конференциях (в том числе, - международных), теле- радиопередачах (см. раздел «Апробация» сайта www.tanatoterra.com), - самое ценное в Танатотерапии – это практический опыт ее использования участниками долгосрочных обучающих программ Института танатотерапии, сертифицированными по этому методу танатотерапевтами-практиками. Об этом – данный сборник.
Мы также сохранили стиль и язык представленных работ, минимально осуществляя редакторскую правку, - считая, что в такой важной для каждого живущего теме, очень важен и сам язык, не «сухой» научный, а максимально живой.
2. Танатотерапия® как средство релаксацииТанатотерапия® оказывает мощное релаксационное воздействие, затрагивая и корректируя практически все психологические проблемы человека.
2.1. Случай работы с больной ДЦП
Ниже приводится самоотчет К.И., больной ДЦП, принявшей участие в семинаре по танатотерапии (ведущий В.Ю.Баскаков).
«Не знаю, почему, но мне всегда было трудно рассказывать о своих ощущениях и импульсах, происходящих в теле, тем более описать их. Это своего рода сиюминутные, не вполне осознанные, скованные, хаотичные и насильственные движения, которые я стараюсь с помощью своего же тела подавить, от чего еще больше зажимаюсь в себе, и которые раз на раз не приходятся. Это все равно, что постоянно живешь во внутреннем мышечном напряжении. Так можно рассказать о моей болезни, не касаясь ее терминологии (ДЦП, гиперкиническая форма). Можно это представить в форме замкнутого круга, в котором, тем не менее, ничего нет статического и постоянного. Если, говорить обо всех ощущениях и эмоциях, которые посетили меня за те три дня, и их постараться суммировать, то получится, что по силе воздействия и разнообразии ощущений и переживаний я прожила не три дня, а целый год. И однословно ответить на вопрос, что со мной все - таки было и происходило - трудно. Столько много было для меня открытий в понимания своего тела, а по сути дела нового знакомства с ним, как бы ни парадоксально это звучало. Подкупала легкость действия техники, и одновременно непостижимая быстрота ее воздействия. Когда раскрыт сам механизм работы метода и, вместе с тем, я ничего не понимала, что происходит со мной, когда мое тело начинало становиться расслабленным на более продолжительное время, чем когда я занималась зарядкой, давая телу физическою нагрузку. И релаксация в теле была намного сильнее, нежели когда даже выходила после горячей ванны или душа. Несмотря на то, что в группе я смогла, так сказать, отпустить только нижнюю часть туловища, начиная с ног и заканчивая верхней половиной диафрагмы....
Складывалось такое впечатление, что мое тело начинало жить самостоятельно, отдельно от меня и хотелось иногда потрогать себя и убедиться, что все его составные части на месте. Реагирование организма происходит сразу и с каждым разом все глубже и сильнее, я в этом неоднократно убеждалась на своем опыте. Это был мой первый опыт работы со своим телом через иньский подход, и он меня удивил и порадовал своей простотой, естественностью и своим эффектом. В этой технике есть, наверное, самое главное преимущество - то, что здесь каждый человек в роли клиента, может сразу быть арбитром и судьей своего измененного состояния, и отслеживать то, насколько удается достичь общего расслабления.
Наблюдая за своими ощущениями, я поняла за собой такую особенность, характерную для меня, - для того, чтобы быстро добиться сильной релаксации от моего тела, его надо только аккуратно приподнять за обе ноги и руки. Удивительно, сколько человеку порой мало надо, чтобы отключить его внутренний самоконтроль - только убрать у него его заземление. И был еще один момент, который поразил меня необычностью своего же ощущения, когда я на какое-то время ощутила, что дышу не только легкими, но и отдельными частями тела, в частности, ногами. Это происходило, когда вы в ритм моего дыхания стали оттягивать мои ноги или стопы ног на себя .
После вашего семинара, по-моему, на пятый день, я делала массаж, и массажист мой был удивлен, и сказал, что такой расслабленной мышечной мускулатуры он еще не наблюдал у меня.
Хочу немного похвастаться своими маленькими успехами в самостоятельном проведении занятий по вашей методике. В моей пока небольшой практике еще не было ни одного фиаско. В роли моих клиентов выступают родители, знакомые и друзья. У мамы в процессе занятия проходит усталость, мигрень, боль в пояснице. У отца, в связи с полученной им производственной травмой очень давно образовалась контрактура плечевого сустава. И я на втором занятии с ним совсем безболезненно завела его руку на вытяжении вверх, за голову. Всем остальным просто нравится ощущения свободного тела, состояние глубокой релаксации.
3. Танатотерапия® как средство личностного роста3.1. Воронкина С.И. Танатотерапия® и ответственность
(г. Краснодар)
Сб. Основные направления развития региональной системы социально-психологической поддержки населения/ Материалы ХШ региональной научно-практической конференции/Краснодар, 27-28 октября 2000г., стр. 21-23.
В последние годы менталитет российского человека все более меняется в сторону осознавания собственной ответственности за происходящее в его личной, профессиональной, общественной жизни. Вместе с таким осознанием актуализируется дефицитарность именно в принятии ответственности, которое должно проявляться в движении от понимания к реализации, к воплощению: недостаточно знать и выражать согласие, необходимо принять на себя ответственность за осуществляемые выборы и их результаты в каждодневности своей жизни. Бесспорную категорию людей, которые, признав за собой авторство собственной жизни, и, зачастую, коренным образом изменив ее, составляют индивиды, получившие глубокий опыт утраты кого-то (чего-то) чрезвычайно ценного. Безусловно, наибольшую ценность представляет сама жизнь. Поэтому, оказавшись, как правило, неожиданно, в ситуации "перехода", "встречи лицом к лицу " со смертью, человек получает уникальную возможность оценить собственную жизнь с позиции приоритета ценностей желаемого и достигнутого, степени собственных усилий и направленности активности в достижении целей.
В соответствии с вышеозначенным можно предположить, что профессионально грамотное предоставление индивиду безопасно и эффективно смоделированного опыта умирания создает условия для изменения отношения к собственной жизни. При этом контекст неизбежности конечности бытия способствует более эмоционально острому, оценочному восприятию "жизни сегодняшней". Как правило неудовлетворенность качеством ее проживания в большой мере связывается с собственным вкладом. Обретение возможности пережить подобный инсайт, минуя реальный, глубоко травматичный, опыт, реальную жизненную драму, дает тренинг танатотерапии.
С этой целью предлагается моделирование естественной, т.е. легкой смерти, главной характеристикой которой является расслабление (автор метода Баскаков В.Ю.). Это достигается наведением кинестетического транса, в результате которого оказываются задействованными телесный, эмоциональный, ментальный уровни. Данная технология осуществляется посредством телесных психотехник, экологичных и несложных, которые обеспечивают воспроизводимость результатов и рассчитаны на групповое (5-6 человек) выполнение. Последнее актуализирует аспект взаимоотношений с другими, который зачастую также сопровождается инсайтом благодаря специфичности заданных условий.
Хотя сам процесс танатотерапии для решения задач принятия ответственности-авторства собственной жизни в большой степени самодостаточен, предлагаемый опыт не ограничивается им, а сопровождается активной работой с целями, ценностями, смыслами жизни, поисками ресурсов, опор и др.
Диагностика, проводимая до и после целостного процесса - инициации смерти (Люшер, УСК, семантический дифференциал, рисуночные методики др.) отражает динамику отношения к своей жизни с акцентом на собственном авторстве-ответственности за нее в целом и за отдельные ее сферы.
В данном сообщении выделен лишь один из множества аспектов использования танатотерапии в рамках экзистенциального и телесно-ориентированного подходов, что не исчерпывает его возможностей и определяет дальнейшие перспективы, например, в работе с кризисными состояниями и пр.
Материалы конференции «Memento Mori в современных психотерапевтических подходах» Участникам конференции в ходе обсуждения должна открыться «другая сторона Луны». Выделение этой «затемненной» составляющей любой психотерапевтической системы – может обогатить новыми знаниями о данных системах, обеспечить их цельность и целостность. Лучшие представители разных направлений впервые соберутся обсудить такую животрепещущую тему. Как успокоиться и обрести устойчивость: уроки тайцзицюань «Тайцзицюань – настоящий кладезь удовольствия и самопомощи, – убежден психотерапевт Владимир Баскаков. – Это очень актуально в кризисное время, когда практически каждому из нас требуется обладать качествами спокойствия, устойчивости и пластичности».
7 книг о страхе Это самый сильный, самый глубокий страх каждого человека. Казалось бы, «когда мы здесь, смерти нет, когда смерть здесь, нас уже нет», как размышлял Эпикур. В чем же тогда истинная причина наших тревог? И можно ли научиться думать о смерти без страха? Книги, с которыми разговор на эту запретную тему станет легче. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright © Баскаков Владимир 2011-2024
|