|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Morte Populi(из итальянского журнала "Focus", 2000, № 97. Р. 79-90)
Данной рубрикой мы открываем тему "народной смерти" - смерти, представленной в сознании народа, культуры смерти. Интерес populi к данной теме востребовал лавину публикаций по теме смерти, книг, фильмов. Но! Востребованным оказался самый "чернушный" ее аспект. Ниже приводится сокращенный вариант статьи из издаваемого в Италии журнала "Фокус" (Focus. 2000. № 97. Р. 79-90), издаваемого, кстати, многомиллионным тиражом, - представляющий редкий случай нормального отношения к смерти как важной составляющей нашей быстротечной жизни.
Нарушая табу на смерть (*Перевод Н. Вештемовой)
Нужно ли бояться смерти?Великий древнегреческий философ Эпикур утверждал, что нет. "Пока некий муж жив, смерти нет; когда приходит смерть, нет этого мужа". Иными словами, зачем бояться смерти, тем более что человек никогда не сможет приобрести в этом деле опыт?
В действительности же то, чего человек боится больше, не есть смерть сама по себе, но суть страдания так называемого "ухода". С этой точки зрения сегодня мы получаем весьма обнадеживающую информацию. Наиболее распространенные виды смертей в настоящее время вызывают значительно меньшие страдания, чем это можно было бы себе представить, а медицина сегодня способна свести до минимума возможные болевые ощущения. Проблема, тем не менее, в том, что в Италии только очень немногие врачи умеют делать это, еще меньше врачей занимаются этим на практике, и никто об этом не говорит.
В то время как мы привыкли к насильственной и живописной (зачастую "ненастоящей") смерти благодаря кино, телевизионным новостям и видеоиграм, истинная и обычная смерть, которая, как можно утверждать с полным основанием, коснется каждого из нас, так и остается табу. Почему? Может быть, потому, что мы позабыли, как она на самом деле случается, поскольку все реже видим ее у себя дома. И нет ничего действеннее невежества, чтобы страх стал еще больше. Возможно, по этой причине полезно было бы попытаться понять, что такое смерть, и как можно было бы умереть легче.
На фото: Умирают и звезды. Взрыв сверхновой в туманности Эскимоса. Все природные явления подвержены смерти.
Если сегодня мы слишком боимся смерти, то это потому, что слишком мало о ней знаемСмерть лежит в основе искусства и истории. В природе она неразрывно связана с прогрессом. Для современного человека она "табу". Если, конечно, ее не показывают по телевизору...
Как бы понравилось всем иметь возможность просто игнорировать смерть. Но это почти невозможно. Потому что она повсюду. Она плотно переплетается с жизнью природы и человека. О ней рассказывает история. Она - это мерило, с помощью которого оценивается качество жизни. Она стала вдохновительницей живописи, музыки и поэзии. Вот и сегодня мы видим смерть, насильственную и зрелищную, которая, правда, не имея ничего общего с настоящей смертью, все равно заполняет рекламу, заставляет нас покупать газеты, заполняет кинофильмы и телевизионные программы.
Послания из прошлого"Ассоциация по изучению надгробных памятников" (Association for gravestone studies), находящаяся в Гринфилде, штат Массачусетс, утверждает, что все то, что мы знаем о прошлом, основывается на надписях на могилах и на том, что было найдено в местах погребений. Следовательно, история человека начинается с могилы. Так было в пещере Шанидар в Иране: неандерталец был похоронен на подстилке из веток в положении эмбриона и соплеменники, оплакивая его, покрыли его тело цветами. Это первый пример типично человеческого ритуала, который не встречается у приматов, даже у самых высокоразвитых. Последующая история рассказана могилами. Что бы мы знали о древних египтянах, если бы не было Долины царей и пирамид? А о жителях Микен или о этрусках или о китайских императорах? Вера в загробную жизнь заставляла класть в могилу вместе с покойником продукты, утварь, военные колесницы, оружие, животных, инструменты, которые позволили нам понять, какой была жизнь ушедших цивилизаций.
Страх, стимулирующий творчествоОднако вера в жизнь за гробом не существовала бы, если бы не было смерти. Поэтому религии возникают, согласно ряду толкований, из-за беспокоящего нас страха смерти. И именно этому страху мы обязаны появлением большей части предметов искусства, которые нас окружают. Это беспокойство водило рукой Микеланджело, когда он рисовал "Страшный суд", направляло Моцарта и Верди, когда они сочиняли свои реквиемы, и Данте, когда он писал "Божественную комедию". Если бы не было боли ухода, мы потеряли бы самые выдающиеся произведения искусства, созданные в рамках всех культур. Например, Тадж-Махал в Агре, в Индии, построенный в XVII веке мусульманским императором Шах-Джаханом в память о своей супруге Мумтаз Махал. Смерть выступает и и как своего рода мерило качества жизни общества. Если, как говорит Всемирная организация здоровья (ВОЗ), при каждых 100 тыс. родах умирают 6 женщин в Норвегии и 1800 в Сьерра Леоне, легко понять, что в Норвегии санитарно-гигиенические стандарты выше, нежели в Сьерра Леоне. А информация о том, что в Италии приходится 4,7 убийства на каждые 100 тыс. населения против 24,9 убийств в Нидерландах, указывает на то, что итальянское общество менее подвержено насилию.
Гости в смертный часКонцепция смерти меняется со временем. Это доказал французский историк Филипп Арье, автор тщательного анализа изменения отношения человека к смерти со времени Средних веков до наших дней. В эпоху Высокого Средневековья, по словам Филиппа Арье, смерти не боялись. Она была обычным делом, общественным событием. Когда она приходила, умирающий даже и не пытался сопротивляться ей: он укладывался в постель и приготавливался к кончине, всецело полагаясь на Господа. Родственники и друзья приходили к нему, а его дом был открыт для прохожих.
"Аре мориенди"В XII-XIII веках появляется новая модель смерти, согласно которой упор делается на то, что случится потом: т.е. на страшный суд на том свете и воздаяние за благие дела или наказание за грехи. Тела выдающихся людей и святых расчленяются, чтобы из них можно было изготовить реликвии для религиозных центров, причем подобная практика получила столь широкое распространение, что она заставила папу Бонифация VIII в 1300 г. издать эдикт De Sepulturis (О похоронах), которым запрещалось вываривать трупы для получения очищенных от плоти костей. "В 1450 г. появляется даже новый литературный жанр - "аре мориенди" ("умение умирать"), который станет излюбленным чтивом вплоть до 1530 г.", - сообщает Франко Тоскани, директор Научно-исследовательского института паллиативной медицины Маэстрони в Кремоне. "Литература этого жанра обучала не тому, как правильно умирать, но тому, как избежать лап демонов, стоящих прямо у постели умирающего и готовых завладеть его душой. Благодаря знакомству с этим умением, умирающий мог чувствовать себя спокойнее, словно экзаменующийся, у которого в кармане имеются шпаргалки с ответами на все вопросы.
Несущественные жертвыПозже, в XVI-XVIII веках, религия постепенно утрачивает свое значение, и смерть становится явлением природы. Но в то же время она начинает отдаляться от повседневной жизни. Кладбища, которые ранее располагались прямо во дворах церквей и даже на рыночных площадях, перемещаются за городскую черту. Ко второй половине XX века смерть становится еще более скрытой: умирающего увозят в приют или больницу. Одновременно смерть вызывает все больший страх, тем более что средства массовой информации заполняются сообщениями о насильственной смерти, причем вплоть до того, что к этому начинают привыкать. Какое значение имеют 1,7 млн. жертв, погибших за 2 последние года в ходе военных столкновений в Конго? А 278 погибших на улицах за уик-энд в июле месяце? "К приводимым в газетах цифрам смертей начинают относиться с такой же легкостью, как к отчетам о спортивных достижениях", - подчеркивает Майкл Ч.Керл, доцент кафедры социологии и антропологии Университета Святой Троицы в Сан-Антонио (штат Техас). "К насильственной смерти привыкают уже детьми, когда смотрят телевизор". А что же тогда говорить о рекламе? В 1992 г. в США был продан миллион пачек сигарет сорта "Death" ("Смерть"). В 1997 г. появляется новый сорт - "Black Death" ("Черная смерть") с изображением зловеще ухмыляющегося черепа на пачке.
Кормилицы и приютыУдаление настоящей смерти из повседневной жизни явилось также результатом крупных успехов медицины. "До 1850 г. от 3 до 5 детей из каждых 10 умирали в первые месяцы жизни, тогда как сегодня подобная смертность составляет порядка 0,5 %", - указывает Пьер Джордже Кросиньяни, ученый, работающий в родильном доме при Миланском университете.
По мнению некоторых, распространенный в древности обычай отдавать новорожденных на выкармливание в чужой дом был своего рода способом избежать возможности привязаться к ребенку и страдать в случае его смерти. Сегодня же, напротив, смерть - это удел стариков. И дело даже не в том, что детей больше не отдают на выкармливание в чужие руки, а в том, что стариков увозят в приюты и больницы.
Тем не менее для природы смерть - вещь полезнаяВ природе смерть - явление нормальное. В космосе умирают звезды, а на земле умирают биосистемы, виды
и индивиды. Умереть естественной смертью вовсе не значит умереть стариком, как это имеет место сегодня в случае человека. Речь идет о смерти молодым в качестве жертвы более крупного, более сильного, более ловкого животного. Каждая смерть - это вклад в природу в целом, где существа питаются теми, кто располагаются ниже в пищевой пирамиде, и сами становятся жертвами тех, кто располагаются в этой пирамиде выше.
Что касается прогресса,то с научной точки зрения смерть - это этап в процессе эволюции жизни. Достаточно вспомнить о миллиардах и миллиардах умерших организмов и о 4 случаях массовой гибели живых существ, имевших место за 500 миллионов лет. Без этих смертей природа не смогла бы создать человека - мы так и остались бы примитивными одноклеточными организмами.
БессмертиеКакой бы смертью не умирала та или иная форма жизни, всегда есть нечто, что остается жить. Ричард Доукинз, английский ученый эволюционист, утверждает, что ген - "это бессмертный элемент, последовательно проходящий через огромное число отдельных тел". При этом он сохраняет следы прожитых им жизней: ген, который обусловливает цвет наших глаз, содержит еще информацию, которая миллионы лет назад использовалась для создания светочувствительных клеток полихет (морских кольчатых червей). Именно гены приближают нас, таким образом, к бессмертию или по крайней мере помогают нам оставить наше биологическое завещание.
Страдания более не являются неизбежными. При условии, что врачи...Наиболее распространенные заболевания вызывают не столь страшные страдания, как это можно было бы представить себе. И сегодня медицина знает, как страданий избежать.
Насколько трудно умирать? Это зависит от разных моментов. От прожитой жизни прежде всего, поскольку куда легче отправляться в последний путь, зная, что ты выполнил цели, который ставил перед собой. Но зависит это и от типа самой смерти и от тех страданий, которые она способна вызвать. Сегодня все же не стоит бояться их так, как в прежние времена. Некоторые наиболее распространенные виды смертей вообще не вызывают страданий. И даже когда боль является неизбежным результатом болезни, теперь имеются медицинские средства, способные сделать её терпимой. Вот только несколько примеров.
Смерть от инфаркта
Семь смертей из десяти вызываются всего двумя причинами. Речь идет о заболеваниях сердечно-сосудистой системы (инфаркты и инсульты), которые ответственны за 43% смертей, и об опухолях, на долю которых приходится 27,2 % смертей. Смерть от инфаркта вследствие хронической закупорки сердечных сосудов или вследствие инсульта не столь болезненна, как можно было бы подумать, читая медицинскую литературу. Начинаются эти заболевания лет за 40 до последнего вздоха: постепенно внутренний диаметр коронарных сосудов, снабжающих клетки сердца артерий, сужается, покрываясь изнутри плашками холестерина. Сосуды теряют эластичность, как старые трубы, забитые отложениями кальция. Теперь достаточно сделать лишь незначительное усилие или слегка разволноваться, чтобы вызвать спазм пораженных артерий, который в свою очередь может вызвать мгновенное нарушение сердечного ритма (аритмию). В некоторых случаях спазм этот вызывает отрыв какой-то части плашки, которая, попадая в кровоток, закупоривает сосуд, препятствуя подаче крови в определенный участок сердца. Клетки сердца, лишенные таким образом кислорода, перестают пульсировать и умирают. Если участок мертвой ткани обширен, это может повлиять и на соседние зоны, клетки которых могут начать пульсировать вразнобой, кое-как. Так возникает фибрилляция. Кровь, которую сердце теперь не качает путем правильных сокращений, не способна достигнуть мозга. Ощущения больного в это время начинают быстро сменяться: появляется боль за грудиной, которая распространяется до горла и на левую руку; кожа становится землистой, пульс - аритмичным, начинается обильное потоотделение.
"Я упал и свет померк"
Затем боль за грудиной становится острой, сжимающей, и сопровождается она беспокойством и иногда рвотой и затруднением дыхания. Если кризис не проходит в течение 10 минут, последствия нехватки кислорода становятся необратимыми: затронутый участок сердца поражается некрозом. Это инфаркт. Но и клетки мозга умирают: зрение и сознание постепенно затеняются, словно медленно гаснет свет. И вот это называется болезненная смерть? В 20% случаев сердце, в течение долгого времени пораженное ишемической болезнью, неожиданно и совершенно безболезненно прекращает борьбу за жизнь.
А что же в других случаях? Те, у кого случилась остановка сердца, и кто потом были реанимированы, дают единодушное описание своих ощущений: "Это была не то чтобы боль, но скорее ощущение падения. Свет постепенно меркнул, каждое движение было замедленным, и казалось, что жизнь уходит, издавая "пффф", словно из воздушного шарика выходит воздух, - пишет Шервин Налэнд, ординарный профессор хирургии и истории медицины Йельского университета, США, человек, которому перевалило за семьдесят.
Хрипит, но не мучается
Такой же оторвавшийся кусочек артериосклеротической плашки может закупорить сосуд, подающий кровь к какому-либо участку мозга, органу, клетки которого для нормальной работы нуждаются в огромном количестве кислорода. Некоторые участки этого органа ответственны за органы чувств и контроль движений конечностей и глаз, другие - за высшие функции мозга, такие как восприятие и логическое мышление. Сужение сосудов может вызвать широкий спектр симптомов, которые зависят от площади обслуживаемого сосудом участка мозга и от размеров поражения. Инсульт может вызвать мгновенную смерть, если он поражает участки мозга, ответственные за такие автоматизмы, как ритм сердечных сокращений и дыхание. В этих случаях больной падает на землю, клетки его мозга постепенно умирают, дыхание замедляется и сердце перестает биться. В других случаях дыхание бывает энергичным и шумным, вдох продолжителен и затруднен; часто, именно вследствие поражения мозга, утрачивается кашлевый рефлекс, и тогда из-за жидкости и слизи, присутствующих в трахее, дыхание превращается в ужасающий хрип. Но и в этом случае не следует драматизировать ситуацию.
Необходим отпуск для ухода за умирающим
Оказываясь лицом к лицу с обострением заболевания дорогого человека и страдая при виде его мучений, родственники, как правило, обращаются в больницы. Однако умирающий хочет не этого. Проведенные в Кремоне исследования смертельно больных показали, что 91% предпочли бы умереть дома.
Отпуск
Кому он предназначен? "Для рождения ребенка общество предоставляет роженице отпуск сроком на 3 месяца до родов и для ухода за ним еще до 3 лет после родов. Чтобы присутствовать при агонии своего родителя или больного раком достаточно 2 месяцев, но на это не предоставляется даже и дня", - уточняет Микеле Галлуччи. "Кто не хочет перепоручать эту миссию больнице, рискует потерять работу. И тем не менее для общества это явилось бы значительной экономией. Пребывание в больнице обходится в 500 тыс. лир в день, а лекарства семья получает бесплатно. Между тем в США подсчитали, что смерть дома обходится гораздо дешевле".
Лучше дома?Семье достаточна будет помощь по домашнему уходу, которую может оказать группа специалистов по паллиативной медицине. По мнению экспертов только 20-30% умирающих нуждается в помещении в так называемые "хосписы", специальные учреждения, появляющиеся сейчас по всей Италии. Лучше дома?
Деталь картины Иеронима Босха (1475 г.) "Семь смертных грехов".
Когда-то умирали дома...
Лечить смертьСмерть от рака у каждого больного им разная и зависит от типа опухоли, от скорости ее роста, от распространения метастазов. Примерно 150 тыс. итальянцев ежегодно умирают от рака, однако по мнению исследовательской группы "Европа против боли", из них только 20% получают соответствующее лечение, способствующее снижению болевых ощущений. Каждая опухоль отличается от другой опухоли. На терминальной стадии опухолей мозга, как правило, больной забывается, впадая в кому. В случаях опухолей, располагающихся в области головы и шеи, раковые клетки поражают важный кровеносный сосуд, вызывая кровоизлияние.
С болью можно бороться
При опухолях печени и почек, то есть органов, которые несут ответственность за уничтожение ненужных организму веществ, смерть клеток происходит вследствие отравления: мочевой азот вызывает общую интоксикацию, и больной засыпает. При гепатической коме увеличивается содержание билирубина с тем же результатом. И всегда опухоль может закупоривать полые органы, такие как кишечник, из-за чего оказывается невозможным необходимое поступление питательных веществ. Либо вызывать воспаления легких или дыхательную недостаточность при опухолях легких. Либо распространять метастазы, например, от опухоли груди к жизненно важным органам: легким, печени, костному мозгу. На терминальной стадии рака у смерти всегда одинаковая физиономия: душащая клетки нехватка кислорода. Это ли болезненная смерть? Если мы и считаем ее таковой, то только из-за невежества. "Сегодня все боли можно усмирить. И кто это отрицает, тот не умеет пользоваться лекарствами в нужное время", - утверждает Микеле Галлуччи, директор отдела паллиативной медицины больницы Дезио в Домбардии.
Неподготовленные врачи
Однако врачи все еще следуют рекомендации Гиппократа уступать смерти. Это не наше дело, говаривал этот великий древнегреческий врач, а борьба со смертью есть только свидетельство гордыни, которая вызывает гнев богов. Еще и сегодня врачи следуют этому правилу и покидают умирающего в его постели. Ответы на вопросник, предложенных 336 врачам медицинских учреждений Мантуи и Феррары, показал, что 25% врачей располагала лишь самым минимальным опытом лечения больных в терминальной стадии и 48% - опытом, которым можно было называть скромным. Сегодня речь не идет о победе над смертью, но о том, чтобы сделать ее как можно менее болезненной. По словам Эдмунда Пеллегрина из Центра клинической биоэтики Джорджтаунского университета в Вашингтоне "больной не должен страдать, и каждая ситуация, когда врач не может справиться должным образом с болью у своего пациента..."
Как лучше всего расстаться с жизнью?Если бы можно было выбирать... Какая смерть лучшая? В научно-исследовательском институте паллиативной медицины Маестрони в Кремоне этот вопрос решили изучить. "В настоящее время мы собираем результаты исследования", - рассказывает Франко Тоскани, директор института, - и один из них уже ясен: такая смерть обязательно должна быть безболезненной. Для многих хорошая смерть та, которая придает жизни значительность, или та, которая приходит в конце полнокровной жизни".
Если жизнь хуже смертиВторой вывод, к которому пришли исследователи, состоит в том, что не так уж и важны те несколько мгновений кончины по сравнению с предшествовавшими ей месяцами и годами боли: ведь это разные вещи, умереть, чувствуя себя хорошо или после месяцев страданий. Поэтому нет сомнения, что скончаться гораздо лучше быстро и безболезненно.
Эмболия
Обширная легочная эмболия, поражающая больных флебитом или пациентов после хирургических вмешательств, занимает в нашем анализе первое место. Коагулят крови перемещается, блокирует кровоснабжение легких и запускает рефлекторный механизм, останавливающий сердце.
Кровоизлияние
"Хорошей" смертью представляется и та, что вызывается обширным церебральным или ишемическим кровоизлиянием оно всегда неожиданно и является следствием разрыва или закупорки одной из крупных артерий. Не болезненна также и смерть от сердечной аритмии, от инфаркта или от гипогликемической комы: избыток инсулина вызывает падение давления и недостаточное снабжение мозга кислородом.
Гильотина
По мнению некоторых безболезненной кончиной является также смерть вследствие замерзания: человеку немного холодно, но затем это проходит и смерть приходит к человеку во сне. С другой стороны, возможно, хорошо скончался также и Людовик XVII, король Франции, обезглавленный якобинцами в 1789 г., а вместе с ним и тысячи других гильотинированных. Это очень быстрая смерть, хотя, по мнению экспертов, голова, пока падает, какую-то секунду отдает отчет о происходящем, не испытывая никакой боли.
Возможно, не чувствуют боли умершие от отравления окисью углерода или от отсутствия кислорода. При этом люди засыпают и не чувствуют больше ничего. Или вот та же смерть от кровоизлияния: наступают ощущение усталости, слабости, и человека клонит в сон. От которого он больше не проснется.
В Италии врачи не умеют "лечить" смерть. И они покидают безнадежных больных.С точки зрения этой новой врачебной этики случаев врачебных ошибок хоть отбавляй. Одним из показателей, которыми пользуется Всемирная организация здоровья для оценки работы национальных медицинских учреждений, является потребление на душу населения морфина, одного из наиболее распространенных болеутоляющих средств. В Италии на миллион человек приходятся 46 средних доз в сутки против 6430 доз в Дании, 1462 доз во Франции и 541 дозы в Германии. Почему мы так плохо боремся с болью?
Ускорить конецРелигиозные мотивы отсутствуют: католическая церковь не выступает против борьбы со смертью. Еще в 1957 г. папа Пий XII утверждал, что "если умирающий согласен, допускается умеренно использовать наркотические средства, которые умалили бы его страдания и одновременно ускорили бы его кончину. В этом случае смерть не призывается прямо, но поскольку она неизбежна, а причины сих деяний соразмерны, возможно принятие мер, ускоряющих ее приход".
Проблема в том, что сегодня нет врачей, подготовленных для работы с этим этапом жизни человека. Университеты еще не обеспокоились необходимостью подготовки специалистов в области паллиативной медицины, то есть той, которая направлена на симптомы заболевания с целью уменьшить до минимума болевые ощущения.
"Анестезиологов в ходе профессиональной подготовки учат применению анестезии в зависимости от видов хирургического вмешательства, но не обучают ее применению для того, чтобы облегчить кончину больного", - выступает с обвинениями Тоскани. "И проблема не только в боли. Это и тошнота, и икота, которая может продолжаться днями, тревога, депрессия, недостаток воздуха. Паллиативная медицина отыскала новые области применения для старых лекарств. Она использует галоперидол, этот нейролептик, против тошноты, а антидепрессант амитриптилин - против обильного слюноотделения. Когда нехватка воздуха становится труднопереносимой, помогает полная анестезия. Однако необходимы исследования для создания новых методов борьбы".
Знать об этом лучше?Именно чтобы больной знал об этом. В недавнем опросе, проведенном фондом "Флорини, 47% опрошенных полагают, что безнадежный больной должен все знать. "Сегодня только 10-15% наших пациентов знают, что умирают", - говорит Франко Дё Конно, начальник отделения реабилитации и паллиативной медицины. "Тем безнадежно больным, которые знают об этом, нам удается предоставить возможность умереть легче, поскольку они вместе с нами могут решить, как бороться с теми или иными симптомами заболевания". Кроме того, смерть не сразу и не целиком прекращает деятельность всех клеток. Само умирание с биологической точки зрения представляет собой эволюционный процесс, который постепенно поражает клетки различных тканей, и зависит этот процесс от того, как клетки сопротивляются нехватке кислорода.
Обычно момент смерти совпадает с остановкой сердечных сокращений. При реанимации, однако, и пульсация сердца, и деятельность дыхательного аппарата могут поддерживаться специальными аппаратами до того момента, когда пациент придет в сознание. Но кома различается по глубине. Она может быть просто сопорозным состоянием, но может быть и смертью мозга. И в то время как часто больные приходят в сознание из менее глубоких коматозных состояний, никто и никогда не вернулся из последней стадии, из комы, которую называют "уходом".
"Благодаря прогрессу науки сегодня известно, что необходимое и достаточное условие смерти есть окончательное прекращение деятельности мозга", - объясняет Карло Альберто Дефани, главврач отделения неврологии больницы Нигуарда в Милане и член консультационного совета по биоэтике.
Эвтаназия: допустима она или нет?Можно ли, когда смерть вызывает сильные страдания, ускорить процесс умирания искусственно? Споры про этой проблеме, получившей наименование проблемы "эвтаназии" (благой смерти), ведутся сегодня по всему миру. Существуют две формы эвтаназии. Первая, так называемая "активная", предполагает использование соответствующих средств из медицинского арсенала, применяющихся для прекращения жизнедеятельности. Вторая, "пассивная эвтаназия", - это сознательный отказ от медицинских процедур, призванных спасти находящуюся в опасности жизнь.
Что говорит законЧасто непосредственно сам больной просит применения активной эвтаназии, чувствуя себя не в силах бесполезно переносить жестокие страдания или будучи отправленным в приют. Иногда родитель, супруг или дети пытаются ускорить смерть родственника, чтобы не видеть его мучений. Обычно судьи мягко относятся к подобным случаям, хотя закон трактует подобные случае как убийство. В настоящее время эвтаназия в отдельных оговоренных законом формах не преследуется законом только в штате Орегон (США) и в Нидерландах.
"Диспенсадор"Согласно многим специалистам, если борьба с болью будет применяться шире, обращение к эвтаназии значительно сократиться. Резко против эвтаназии выступает католическая церковь. Но и среди католиков находятся мыслители, которые рассматривают активную эвтаназию в качестве приемлемой меры, как например, теолог Ганс Кунг. В рамках других культур эвтаназия применяется давно. У индейцев племени ичоль в Мексике словом "диспенсадор" обозначают "того, кто доставляет смерть" и им, как правило, является ближайший родственник. У индейцев племени бороро, обитающих на плато Мату Гросу старики, которые чувствуют себя бесполезными, требуют, чтобы дети умертвили их.
Жизнь можно закончить, будучи сожженным, замороженным, переработанным, клонированным и даже съеденнымЗа порогом смерти: религиозные традиции и новые технологии.
Не всегда тела умерших хоронят в земле. В рамках некоторых культур, например, подобная работа доверяется животным. Так, в Бомбее (Индия), а также в Афганистане парсы, приверженцы древнеперсидского религиозного культа, установленного Заратуштрой, помещают трупы умерших на высокие башни, так называемые Башни молчания. Согласно их религии земля, вода и огонь священны и не должны оскверняться трупами, которые поэтому оставляются "природным могильщикам" -черным грифам. Сжигают умерших в Индии, Индонезии и странах Индокитая: труп превращают в пепел, который затем рассеивается или подвергается захоронению. В Бенаресе (Индия) индуисты помещают пепел в урны, которые затем погружают в воды священной реки Ганг.
"Библиотрупы"У индейцев племени яномами, обитающих в амазонской сельве, родственники умершего смешивают его пепел с маниокой или с банановой массой и едят приготовленную смесь, чтобы умерший продолжал участвовать в жизни семьи. Отвратительно? Нечто подобное случается и на развитом Западе: издательство "Тимоти Хоули Букс" из Луисвилла в штате Кентукки (США) смешивает с целлюлозой пепел кремированных для производства так называемых "библиотрупов".
Цель - воскресениеНекоторые компании обращаются к новым технологиям. Компания "Алкор" из Скотсдейла, штат Аризона (США) обслуживает в настоящее время 35 пациентов, находящихся в состоянии "временной остановки жизнедеятельности", т.е. буквально замороженных, и еще 420 ожидают своей очереди. Идея проста. В 1948 г. мертвым считался больной, сердце которого остановилось. В 1998 г., если останавливалось только сердце, достаточно было прибегнуть к дефибриллятору, чтобы заставить его биться снова. В 2048 г., утверждают специалисты компании, прогресс в медицине будет таким, что тот, кто умирает сегодня, вполне может быть воскрешен. Однако все имеет свою цену. За 49 долларов можно законсервировать только образец ДНК, за 150 долларов - образец биологической ткани. Не уточняется, сколько стоит пребывание в жидком азоте всего тела. Но есть и такие, которые надеются, полагаясь на последние научные исследования, отдалить приход смерти. Компания "Лайф экстеншн фаундейшн" из Лодердейла в штате Флорида намеревается, например, отдалить старение и омолодить пациентов, потчуя их сверхдозами витаминов и антиоксидантов. Однако по мнению Национальной академии наук США, "нет доказательств того, что подобные методы способны предотвратить появление хронических заболеваний".
Клон ФидоНе следует удивляться, если находятся такие, кто ради выживания готовы пойти на клонирование. В настоящее время клонирование человека невозможно. И даже если такое окажется возможным, это все равно никогда не станет путем к бессмертию, тем более что клон в любом случае будет отличаться от своей "исходной модели".
Между тем находятся предприятия, предлагающие клонирование для домашних животных. Такие компании как "Ладзарон БиоТекнолоджиз", располагающаяся в пригороде Лос Анжелоса, "Кэнайн Крайобэнк" из Сан Маркоса в Калифорнии, "ПерПетуэйт" из Фармингтона (штат "Коннектикут), "Дженетик Сейвингз энд Клон" в штате Техас предлагают клиентам предоставить в распоряжение специалистов кусочек шкуры любимых животных. Однако усилия по клонированию на основе извлеченного из подобных образцов ДНК пока что успехом не увенчались. Тем не менее, рынок привлекателен. Соответствующие расчеты были подготовлены Лу Хоторн из "Дженетик Сейвингз энд Клон". В США 55 миллионов домашних собак. Если один хозяин из десяти вложит 1000 долларов в клонирование своего животного, объем рынка составит 120 миллиардов лир в год. Бизнес есть бизнес.
Для получения более полной информации см. также:
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright © Баскаков Владимир 2011-2024
|