|
||||||||||||||||||||||||||||||||
КТО ЧАЩЕ УМИРАЕТ, ТОТ ДОЛЬШЕ ЖИВЕТОльга КАПИТАНЧУК
В России рождается новая концепция смерти
ЛЕЧЕНИЕ СМЕРТЬЮЯ умерла абсолютно здоровой. Встала в субботу пораньше, приняла душ, надела по русской традиции чистое белье и поехала умирать на ВДНХ. Ехать туда было совсем не страшно. Потому что, хотя мне и говорили, что на сеансах танатотерапии умирают по-настоящему, я понимала, что все это понарошку и через несколько часов я точно так же пойду мимо этих заросших могилок местного кладбища и буду живее всех живых.
Сразу объясню. В Москве есть место, где каждый день умирают люди. Вы, конечно, возразите, что таких мест в Москве неограниченно много. Но мое место особенное, и люди в нем умирают, достигнув реального максимального расслабления (которое возможно только в первые мгновения после окончания жизни), а потом оживают в чутких руках психолога Владимира Баскакова. Он телесно-ориентированный психотерапевт. До этого долго занимался пантомимой, гимнастикой, восточными единоборствами. А несколько лет назад разработал танатотерапию, которая учит человека правильно умирать. Метод интересен тем, что до него не додумался ни один народ в мире, кроме русского. Дело в том, что умирание -- это процесс максимального расслабления. Естественная смерть сопровождается пассивностью, сниженным или вовсе отсутствующим сверхконтролем. Постепенно происходит торможение всех механизмов жизни и наступает для организма полный отдых -- смерть.
Русские люди, особенно русские мужчины, -- одна из самых скрытных наций. В том смысле, что самоконтроль у русских людей обострен и эмоции в неизмененном сознании мы прячем очень глубоко. Поэтому так популярно и так неискоренимо у нас пьянство -- один из доступных и необходимых способов выплескивания накопившихся эмоций, как негативных, так и позитивных.
Товарищи! Мне, русскому человеку, умирать было очень сложно. Во-первых, мы привыкли, что мертвые люди лежат как-никак в гробу, кругом свечи горят, люди плачут. А вот без антуража как-то сложно. Процесс моего умирания происходил в маленькой пустой комнатке с наглухо задернутыми шторами. Я лежала на спине, ощущая мягкий коврик, и слушала медитативную музыку. В полумраке Владимир Баскаков был похож на шамана, склонившегося над приготовленной жертвой. Мне было предложено раскинуть ноги и руки в виде звезды и максимально расслабиться и быть готовой к тому, что мне сделают «смертельно приятно».
Насчет поз у Владимира Баскакова есть своя теория. Он говорит, что дети спят в позе покойника. У них раскинуты руки и ноги, ладошки повернуты наружу, рот раскрыт, а голова откинута назад. Это поза максимальной открытости и расслабления. Когда мы имеем дело с настоящим покойником, мы стараемся придать ему вид живого человека: связать руки и ноги, подвязать челюсть, закрыть глаза. Танатотерапевты велят своим пациентам делать наоборот -- иначе не умрешь.
Я максимально раскинулась, благо в джинсах была, и приготовилась отправиться на тот свет. Это не шутка. Многие пациенты после сеансов утверждают, что настолько «умерли», что видели и туннели, и свет, и самого Господа Бога. Я, признаться, ничего этого не увидела, потому что полного расслабления не вышло. Под музыку мастер прикасался к разным частям моего тела, пытаясь снять напряжение и отключить самоконтроль. Но самоконтроль от этого только увеличивался. Внезапно, когда я уже совсем потеряла надежду «умереть», по мне разлился холод. Настоящий холод от кончиков пальцев распространился по всему организму так, что меня начало колотить. Но дальше этого пока не пошло. Возможно, за два-три сеанса танатотерапевт и сможет расплющить меня так, что перестану себя чувствовать, но пока, увы, мой контроль на месте. После сеанса смерти я очень долго не могла отогреться, хотя в «ритуальной» комнате было тепло. Но почему-то само ощущение, что я немножко начала «умирать», не вызывало больше страха. Я уже знала: чтобы тело реально ощутило процесс умирания, нужно около часа и хотя бы 50 долларов.
Пока я отходила, к доктору пришли следующие пациенты. Обычно к нему ходят очень солидные бизнесмены, чтобы излечиться от страха смерти, или от бессонницы, или просто максимально расслабиться и отдохнуть. Противопоказаний для смерти ни у кого нет.
Танатотерапия® создавалась как чисто психологическая практика, избавляющая людей от страха смерти, помогающая умирающим и тем, кто за ними ухаживает. Но в результате специалисты увидели терапевтический эффект для живых.
Американский психотерапевт Элизабет Кюблер-Росс много лет занималась помощью умирающим. Она выделила несколько стадий отношения обреченного человека к смерти. Первая -- отрицание. Онкологический больной получает результаты гистологии, которые говорят о том, что жить ему осталось несколько месяцев, и... строит планы на годы, игнорируя свою смерть.
Дальше следует агрессия, человек возмущается: почему я? Хочет отомстить всему свету. Известно, что больные СПИДом иногда хотят заразить как можно большее количество людей, чтобы отомстить за свое горе.
Потом начинается стадия торга. Больной вступает в переговоры о продлении жизни, обещает быть послушным, принимать лекарства. Думает: если я буду жить так, словно ничего нет, то, может, ничего и не случится.
Затем приходит депрессия. Человек переживает боль расставания с близкими, отчаивается, отрекается от жизни и наконец чувствует себя готовым к смерти.
И тогда приходит огромное облегчение. Принимая неизбежность смерти, человек получает свободу жить. В преддверии смерти у человека изменяются жизненные приоритеты, он отказывается от тривиальных ценностей, стремится к более глубокому контакту с близкими. Обреченный человек обостренно переживает жизнь, природные явления кажутся ему очень значимыми. Человек больше не откладывает удовольствия на потом и вместе с тем легко отказывается делать то, чего не хочет. Он избавляется от страхов, легче рискует.
Танатотерапевты говорят, что прикосновение к смерти позволяет установить максимально полный контакт со своим жизненным энергетическим ресурсом, активизировать целительные биологические реакции. Игнорирование смерти -- это лишение себя колоссального источника энергии.
Перерождение после смерти очень интересует психотерапевтов, ведь это удобно: умри -- и избавишься от всех личностных проблем. Танатотерапевты позволяют людям кардинально изменить свою жизнь, не рискуя ею, не умирая по-настоящему.
Кроме того, есть люди, которые подсознательно стремятся к смерти. Многие случаи суицидальных наклонностей танатотерапевты объясняют стремлением пережить сильный всплеск энергии. Временное умирание позволяет таким людям ощутить жизненный всплеск без непосредственного акта самоубийства.
-- Вспомним наш замечательный русский бизнес, который не представляется без смерти, -- говорит Владимир. -- «Новый русский» все делает с вызовом, везде ищет адреналин. Когда такие люди приходят к нам, мы предупреждаем: смотри, может, после наших сеансов у тебя вообще интерес к твоему делу пропадет. Бизнесмены очень трудно расслабляются, постоянно контролируют себя. Первые несколько сеансов -- это просто смертный бой для них, зато потом идет колоссальный прорыв.
СМЕРТЬ ВХОДИТ В МОДУПо результатам опросов независимого исследовательского центра РОМИР, практически 20% россиян считают, что высшее счастье -- это безопасность. А потом уже всякие там любовь, дружба и идеи. Страх смерти -- самый сильный и древний страх. Практически все психические расстройства происходят из-за фобий. Взрывное количество психологов и психоаналитиков появляется там, где ужас смерти из подсознания выходит сначала в сознание, а потом перетекает в быт. Становится неотъемлемой частью повседневной жизни. Приводит к тому, что люди, как вечнозимующие пчелы, забиваются в квартиры и боятся выходить из-за своих тяжелых металлических дверей. Потому что за ними ждет внезапная смерть.
Каждую секунду на земле умирают три человека. Если по необъяснимой случайности смерть со своими темпами сконцентрируется на Москве, то через месяц не будет никакой Москвы. Человеческая смертность набирает обороты и прогрессирует не хуже генной инженерии или разработок в области хайтека. Но генную инженерию и разработки наукоемких технологий мы чаще всего принимаем, даже если они нам неприятны, потому что без них человечество не сможет развиваться дальше.
Постепенно такая же ситуация сложилась и с отношением к смерти. Психологи заявляют: если мы не хотим тиражировать с каждым годом все более тяжелые неврозы, необходимо выработать новую доктрину смерти, изменить массовое сознание. Смерть должна стать столь же нормальным, естественным событием, как простуда. И человек должен бояться смерти не больше, чем ежедневного сна, который является тем же самым небытием.
На протяжении долгих столетий «концепция смерти» заключалась в том, что смерть -- это другая жизнь. Действительно, легче представить себя даже в аду, на большой тефлоновой сковородке, чем думать о собственном исчезновении. Экзистенциализм принес ужасающую пустоту. Размышлениям о смерти стал сопутствовать не очистительный катарсис, а страх и трепет, подавляющий волю.
Но, если мы хотим остаться психически полноценными, нам нужно обращать внимание не на количество смертей вокруг нас, а на их качество. Умирать ведь тоже нужно уметь. Смерть добровольная и осознанная, принимаемая свободно, без всякой тотальной необходимости, есть благо. Человек умирает не тогда, когда должен, а только когда может. В конце концов что есть ад? Ад -- это вечность. Вы хотите в ад? Тогда вам придется умереть.
Сегодня тема смерти, умирания, самоубийства стала такой же привычной, как тема долга в эпоху Корнеля. Она стала доступна массовому потребителю, и это нормально, это соответствует новой концепции смерти.
Из необходимости толерантного отношения к смерти в середине XX века появилась танатология -- наука о смерти. Все чаще организовываются научно-теоретические и научно-практические конференции, семинары, философские, литературные и художественные акции, появляется масса научных и далеко не научных изданий.
Не нужно прятать смерть. Она должна быть в кино, в театре, в цирке, на детских представлениях. Но и отношение к ней должно быть спокойным, без взрыва эмоционального негатива. Кому-то может показаться, что это равнодушие. Но это как раз самая высшая чуткость, которая сохранит психику для дальнейшего продолжения рода.
По сути, мы возвращаемся в самую древность, в первобытно-общинный строй, когда смерть была естественным звеном развития и воспринималась людьми естественно. Стоило ли проходить многовековой путь, чтобы опять оказаться в начале? Кому-то покажется, что не стоило. А кто-то полагает, что мир развивается по спирали.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright © Баскаков Владимир 2011-2024
|