|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
КАК МНЕ УДАЛОСЬ РАССЛАБИТЬСЯКакое воздействие способны оказать на нашу жизнь такие, казалось бы, несовместимые с ней процессы, как умирание или смерть? Самое благотворное! В этом на собственном опыте убедилась наш корреспондент.
Текст Эльза Лествицкая
(гламурный журнал «Psychologies»)
Владимир Баскаков:
Лед, кажется, «трогается»!
Если такой гламурный журнал как «Psychologies» - затронул тему смерти! Конечно, не может быть на 100 вздохов – один выдох. Но хоть так!
Скучать по группе можно так же сильно, как по одному человеку. Думаю, каждый, кто хоть раз удачно сходил, на тренинг, со мной согласится: такой объем чувств, мыслей, образов и просто чистой энергии в обычной жизни получить невозможно. Ну разве что занимаясь экстремальным туризмом. Как бы то ни было, однажды я поняла, что скучаю по группе. Пора было куда-нибудь идти. Но куда? Я обратилась к знакомому психологу. «Знаешь что? - ответил он. - Сходи к Баскакову. Может быть, тебе понравится». Что значит «может быть»? Владимир Баскаков ведет тренинги по танатотерапии. Ах вон оно что! Лечение смертью...
«В землю закапывают?» - осторожно полюбопытствовала я. «Нет! - поморщился мой знакомый. - Которые закапывают - это самозванцы какие-то. А Баскаков - создатель оригинального метода». Некоторое время я размышляла. Выяснила, что танатотерапия® - раздел телесной психотерапии. И что танатотерапевт Баскаков когда-то служил на флоте. Подводником. По какой-то загадочной причине меня это успокоило. И в один прекрасный осенний день я записалась на тренинг. Еще меня порадовало, что предоплаты с меня не спросили. «В конце дня отдадите», - махнул рукой усатый мужчина, в котором угадывался ведущий. «Отлично! - подумала я. - Не понравится - сбегу!» И осталась.
«Вся наша цивилизация построена на энергии ЯН»,- ведущий обращался ко всем нам, рассевшимся в кружок на «пенках». - Мы все торопимся, стараемся стать лучше всех, завоевать, захватить, достичь...» Хватать больше и тащить дальше - согласилась я мысленно. «Это все равно, что пытаться постоянно вдыхать и не делать выдоха. Попробуйте, может, получится?» В кругу засмеялись. «Вот видите, вы понимаете, что это невозможно. Энергии должны уравновешиваться. Если есть напряжение, его должно сменить расслабление. Мы сейчас попробуем поработать с энергией инь».
Я начала было вспоминать все, что мне известно о двух видах энергии в традиционной китайской философии... Впрочем, в начале Баскаков предупредил, что не собирается излагать теорию, а пользуется разными терминами, чтобы обозначить направление своей мысли. «Обычно массажист работает как? - он изобразил утрированно-энергичные движения. - Так, что он устает и потеет, а от клиента во все стороны летят куски плоти. Это ян. Мы будем делать другое... Но мне нужен доброволец». Все медлили. Тут я подумала, что раз уж я пришла... и подняла руку. «Ложитесь», - пригласил ведущий, указывая в центр круга. «И что делать?» - «Ничего, просто ложитесь».
И тут выяснилось, что мое тело не разделяет моей решимости.Казалось бы, что тут сложного - ложись и ничего не делай. Но укладываясь на глазах у всех, я чувствовала себя до крайности неловко. Чтобы избавиться от скованности, я приняла максимально непринужденную позу: вытянулась на спине, закинув руки за голову, и уставилась в потолок. «С таким клиентом работать, конечно, нельзя, - раздался надо мной голос ведущего. - Посмотрите, все тело зажато. Ноги скрещены, руки скрещены...»
Вот это да! А я-то думала... Я расплела ноги и вытянула руки вдоль тела. Теперь он будет доволен? Ведь я в классической шавасане - позе йоги для расслабления. Ведущий словно услышал мои мысли. «Шавасана, - сказал он, - поза трупа. Но знаете что? Ведь покойники так не лежат. Их потом так укладывают. И еще иногда складывают руки на груди... (Не поддамся на провокацию! - решила я и не пошевелилась.) ...и закрывают глаза, придавая вид спящего. Это способ избежать мыслей о смерти, сделать вид, что человек всего лишь уснул... А настоящая поза трупа - это максимально раскрытая поза, с раскинутыми руками и ногами...» «Витрувианский человек, как на рисунке Да Винчи?» - уточнил кто-то из круга. «Примерно. Смерть - это максимальное расслабление. Глаза раскрыты, нижняя челюсть отвисла...» По сдержанным смешкам я поняла, что ведущий показывает, как это выглядит. «Так что если вы кого встретите в таком виде, знайте, что это - наш человек! После танатотерапии...»
Смех усилился. (Никогда бы не подумала, что разговоры о смерти могут так пробуждать веселье)
ВОПРОСЫВладимир Баскаков, танатотерапевт
«Чтобы жить, нам нужно уметь легко возвращаться в состояние равновесия»
Э. Л.: Почему вас как психолога заинтересовала смерть?
Я помню, как и когда это началось. В Одессе, мне было 5 лет. И вдруг я понял, что я умру. Меня так мощно накрыло это осознание, что я рыдал всю ночь напролет. Мне было страшно, но еще больше обидно. Все кончится - ведь это такая несправедливость! И я решил победить смерть. Сначала я захотел стать врачом. Родители боялись ходить мимо аптек - я сразу требовал купить самое большое и блестящее (как сейчас я понимаю, это был шприц для промывания желудка). Потом я понял, что медицина не отменяет смерть. Тогда я задумался о бессмертии. И решил стать психологом.
Э. Л.: А почему нельзя об этом не думать вообще?
Тот, кто вытесняет реальность смерти из своего сознания, лишает себя жизненности. Жизнь и смерть связаны, как вдох и выдох, встреча и прощание. Если не попрощаться, у нас не будет следующей встречи. Если мы не можем выдохнуть, не будет вдоха. Пытаясь не думать о смерти, мы замираем, застываем - и наша жизнь останавливается. Помните, как выглядят инь и ян? В центре белого - черная точка. И наоборот. Максимально усиливая один компонент, мы оказываемся в точке другого. В центре смерти начинается жизнь. И важно понять это, чтобы ощутить баланс. Это одно из ключевых понятий в танатотерапии. Мы считаем, что в основе всех психологических проблем и соматических заболеваний - нарушенный баланс активности и пассивности. Если баланс нарушен, человек становится неустойчивым. Нас постоянно что-то выводит из равновесия - стрессы, микробы, разные события.
Чтобы жить, мы должны легко возвращаться в состояние равновесия, быть устойчивыми. Как неваляшка, которая возвращается в точку равновесия, как ее ни толкай в разные стороны.
Э. Л.: В чем задача танатотерапии?
Говорят, что вид пропасти у одних вызывает отчаяние, а у других желание строить мост. Моя задача - чтобы люди не впадали в отчаяние. Размышляя о смерти, очень многие представляют себе длинное, мучительное угасание, беспомощность, болезни, страдания. Почему, интересно? Ведь когда останавливаются часы, это происходит в одну секунду. Стрелки не бьются в агонии. А как гаснет свеча? Вот так выглядит правильная смерть. Это легкая смерть, на пике здоровья. В традиционной культуре люди предчувствовали свой срок задолго, иногда за годы. И спокойно готовились, понимая, что это событие - часть жизни, ее естественное завершение, а не что-то ужасное и враждебное. У нас эта культура утрачена, но ее можно восстановить. На занятиях мы создаем такие условия, в которых можно безопасно соприкоснуться с мыслью о своей смертности. Есть четыре вида психологических проблем, которые мы решаем через работу с телом.
1. Проблема избытка контроля - в телесной проекции это голова.
2. Нарушение контактов - это область груди и рук.
3. Сексуальные отношения - область паха.
4. Проблема опоры, устойчивости - ноги и ступни. Как это происходит? Разговаривать об этом бесполезно, можно только пробовать и делать.
«В жизни мы такой степени расслабленности, конечно, не достигнем. Но можем приблизиться... Только вы дышите, пожалуйста. И вы тоже дышите», - обратился он ко мне, и я поняла, что задерживаю дыхание...
Э. Л.: Многие упражнения начинались с присутствия.
Которое странным образом ощущалось, даже когда не было телесного контакта. То есть раньше, чем ко мне прикасались, я чувствовала тепло приближающейся руки. Были и другие упражнения, «янские». Например, один из участников тренинга ложился, изображая покойника, а четверо старались его «расшевелить» без помощи рук, например сказать что-то такое, чтоб он засмеялся. Я всю жизнь считала себя интровертом - а тут выяснилось, что мне не так-то легко уйти в себя! Как ни странно, легче было отрешиться не от слов, а от физического воздействия: в другом упражнении другие четыре человека толкали меня, пощипывали и щекотали, пока я с закрытыми глазами погружалась куда-то вглубь, оставляя свое тело на далекой поверхности.
Э. Л.: ...По кругу из рук в руки передают большие фотографии:
замерзший в горах альпинист сидит, привалившись к камню; желто-белое тело Далай-Ламы, оказавшееся нетленным... Стоит тишина, и вдруг девушка рядом со мной не выдерживает: «Сколько можно?! Зачем вы это все нам показываете?» После короткой паузы раздается сразу несколько голосов: «А что тут такого? Если не нравится, не смотри. А мне любопытно!» Интересно, думаю я, как поступит ведущий. Спросит девушку, как часто спрашивают в группах «А что вы чувствуете?». Но он отвечает ей прямо на поставленный вопрос: «У меня две цели. Я хочу, чтобы вы увидели, что настоящая смерть выглядит совсем не так, как поддельная, которую каждый день показывают на экранах. И производит совсем другое впечатление. Какое - вы сейчас почувствовали. Вторая цель - посмотреть, насколько быстро вы можете переключаться, восстанавливать равновесие». Да уж, встреча со смертью (даже на фото) способна выбить из колеи. Но восстанавливать равновесие - как? В смятении я обвожу взглядом круг и вижу, что все переглядываются. Фотографии тем временем возвращаются к ведущему, он невозмутимо откладывает их в сторону. «Есть еще вопросы? Если нет - обеденный перерыв!» И надо же, все тут же поднимаются, начинают как ни в чем не бывало переговариваться, собирать вещи... Ну что же, обед - контакт с пищей, с собственным телом. Может, это и есть восстановление равновесия?
Э. Л.: Я многое перепробовала за эти два дня и потихоньку
гордилась своей открытостью новому опыту и способностью переключаться. Но на этом упражнении я почувствовала, что где-то внутри меня есть грань, которую мне страшно переходить. Называлось оно невинно - «Ковер-самолет». Я выбрала себе в пару Ирину - невысокая рыжеволосая женщина, которая в чем-то, как мне показалось, была похожа на меня. Сначала все участники заняли свои места - и я уже предвкушала, как лягу и закрою глаза и почувствую еще какие-то необыкновенные вещи... Но тут оказалось, что наш «ковер-самолет» собирался лететь через опасную область, где в живых мог остаться только один «летун». Нам предстояло решить, кто из двоих. «Я чувствую растерянность, не знаю, что делать», - сказала я Ирине. «А я знаю!» - решительно откликнулась она и толкнула меня в плечо.
И тут одна за другой мне пришли в голову три быстрых мысли. Первая: наши силы примерно равны, не факт, что мне удастся ее столкнуть. Вторая: вместо этого я могу дернуть ее за щиколотки, чтоб она упала. Третья: возможно, падая, Ирина ушибется головой. И тут она заехала мне локтем в грудь. И я решила - нет, все-таки это игра. Не стоит она ни моей груди, ни ее затылками я сошла с коврика. Когда упражнение кончилось и все расселись в круг, ведущий спросил: «Ну, кто погиб?»
«Я, - ответил молодой мужчина. - Я не мог столкнуть женщину». «А мы обнялись, чтоб быть как один человек!» - радостно откликнулись две девушки.
«Так, - сказал Баскаков, - у нас три мертвеца. Кто еще?» Я подняла руку.
Так я и не знаю - может, я в тот раз обманывала себя? Может, просто у меня недостаточно воли к жизни? И еще я вспоминаю тот мимолетный холодок, когда я поднимала руку... и странное чувство свободы: да, умерла - и что теперь с меня взять?
Э. Л.: На танатотерапию я пошла не ради терапии, а ради группы.
И получила то, чего хотела: это было настоящее приключение. Но был и еще один неожиданный результат: я стала замечательно легко засыпать. Помню, как однажды маялась на автобусной экскурсии с долгими переездами. А недавно летела восемь часов и половину времени проспала, хотя кресло не назовешь самым удобным ложем на свете. Мой метод может показаться мрачным, но для меня он работает. Я думаю так: неудобная поза? Но ведь умереть можно в любой позе, правда? Значит, в любой позе можно расслабиться. И я расслабляюсь - и просыпаюсь уже в другой точке времени.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright © Баскаков Владимир 2011-2024
|