Танатотерапия® > Хрестоматия по танатотерапии > 4.1. Сурожский А. Восприятие смерти в детстве

 

4. Смерть и дети

 

4.1. Сурожский А. Восприятие смерти в детстве

 
Сурожский Антоний - Жизнь, Болезнь, Смерть
 
     Встречу с собственной смертью мы переживаем очень различно, в зависимости от возраста и обстоятельств. Подумайте о детях, которые слышат слово "смерть". Одни из них имеют, может быть, смутное представление о ней; другие потеряли, возможно, одного или обоих родителей и горевали от сиротства. Они ощутили потерю, но не самую смерть, большинство детей, во всяком случае мальчиков, в какой-то период жизни играют в войну. "Я тебя застрелил. Ты убит. Падай!" И ребенок падает, и знает в своих чувствах, хотя и изнутри защищенности игры, что он мертв; для него это означает, что он не имеет права участвовать в игре, бегать, не вправе шевельнуться. Он так и должен лежать. Вокруг него продолжается жизнь, а он не принадлежит ей; пока в какой-то момент он больше не может выдержать и вскакивает с возгласом: "Мне надоело быть мертвым, теперь твоя очередь!" Это очень важный опыт, потому что через него ребенок обнаруживает, что может оказаться вне жизни; а вместе с тем это происходит в игре, он защищен игровой ситуацией. В любой момент переживанию смерти может быть положен конец по взаимной договоренности, но чему-то он научился. Я помню, много лет тому назад в одном из наших детских лагерей был чрезвычайно впечатлительный мальчик, который воспринимал эту ситуацию настолько остро, что не мог вынести ее напряжения; и я провел с ним целую игру, жил, прятался, вступал в бой, был убит вместе с ним, чтобы он смог войти в этот опыт, который для него был не игрой, был слишком реален. Это один пример.
 
      Ребенок может познакомиться со смертью уродливым образом, и это искалечит его, - или напротив, здраво, спокойно, как покажет следующий пример (он взят из жизни, это не притча). Глубоко любимая бабушка умерла после долгой и тяжелой болезни. Меня позвали, и когда я приехал, то обнаружил, что детей увели. На мой вопрос родители ответили: "Мы же не могли допустить, чтобы дети остались в одном доме с покойницей". - "Но почему?" - "Они знают, что такое смерть". - "И что же они знают о смерти?" - спросил я. - "На днях они нашли в саду крольчонка, которого задрали кошки, так что они видели, что такое смерть". Я сказал, что если у детей сложилась такая картина смерти, они обречены через всю жизкь пронести чувство ужаса. При всяком упоминании о смерти, на каждых похоронах, у любого гроба - в этом деревянном ящике для них будет скрыт невыразимый ужас... После долгого спора, после того, как родители сказали мне, что дети неизбежно получат психическое расстройство, если им позволить увидеть бабушку, и что это будет на моей ответственности, я привел детей. Первый их вопрос был: "Так что же случилось с бабушкой?" Я сказал им: "Вы много раз слышали, как ей хотелось уйти в Царство Божие к дедушке, куда он ушел прежде нее. Вот это и произошло". - "Так она счастлива?" - спросил один из детей. Я сказал: "Да". И потом мы вошли в комнату, где лежала бабушка. Стояла изумительная тишина. Пожилая женщина, лицо которой много лет было искажено страданием, лежала в совершенном покое и мире. Один из детей сказал: "Так вот что такое смерть!" И другой прибавил: "Как прекрасно!" Вот два выражения того же опыта. Дадим ли мы детям воспринимать смерть в образе крольчонка, разодранного кошками в саду, или покажем им покой и красоту смерти?
 
      В Православной Церкви покойника привозят в храм заранее; мы молимся у открытого гроба [ 1 ], рядом с ним стоят и взрослые и дети. Смерть вовсе не следует скрывать; она проста, она - часть жизни. Дети могут посмотреть в лицо умершего и увидеть покой. На прощание мы целуем умершего. И надо не забыть предупредить ребенка, что лоб человека, который обычно был теплый, теперь, когда он его поцелует, окажется холодным; тут можно сказать: "Это печать смерти". Жизни сопутствует тепло; смерть холодна. И тогда ребенок не пугается, потому что у него есть опыт тепла и холода; и то и другое имеет свою природу и свое значение.
 

4.2. Афанасьева О. Детские книжки о смерти или об ошибках в разговорах с детьми на трудную тему

Статья из журнала «Похоронный дом» №1 (4), 2004, стр. 10-13.
 
Ольга Афанасьева,
директор выставок «Книга Сибири»,
«Печатный двор Сибири»
 
Продавцы магазинов детской книги недоумевают: почему все чаще спрашивают книжки о смерти, которые можно было бы почитать детям – разве люди стали умирать чаще? Или это мода – разговаривать с детьми о смерти? Или причина в том, что в разных точках земного шара идет война, и по телевизору часто показывают «боевики», где много смерти?
 
Очевидно, ответов много и причин несколько. Проблема заключается в том, что родители испытывают трудности в ответах на вопросы детей о смерти. Где научиться умению вести беседы с детьми на эту тему? Как выбрать верный тон? Какие слова подобрать? Где можно получить консультацию? У какого специалиста? Как учит поступать в таких случаях Святая Церковь? Какая имеется литература? Какие книжки можно почитать детям? Информации на эту тему крайне мало. Пока это белое пятно в детской педагогике и психологии. На прошедшей образовательной выставке «УчСиб» в Новосибирске в мае 2003г. впервые была отмечена актуальность подготовке учебника для школы, в котором в доступной и грамотной форме рассматривались бы основные понятия: смерть, вечность, загробная жизнь, похороны, память, похоронный этикет, траурная флористика, скорбь, горе. Философия жизни и смерти. Для молодых родителей тема смерти трудна. Они испытывают сомнения, следует ли привлекать детей дошкольного возраста к участию в похоронах, избегают прямых ответов на вопросы детей «Почему не приходит дедушка?» или «Когда придет мама?».
 
Право ребенка участвовать в похоронах
 
Все человеческое подлежит обсуждению, и все обсуждаемое подлежит умелому объяснению. Для любого из нас не так-то легко смириться с тем, что все живые существа, включая нас самих и тех, кого мы любим, умрут. Конечно, нам тяжело думать об этом, не говоря уже о том, чтобы поговорить на эту тему с детьми. Иногда, пытаясь предвосхитить боль и уныние ребенка, родители стремятся уберечь его, вплоть до нежелания сообщить ему о смерти в семье. «Родиону всего два с половиной года! Он, естественно, ничего не поймет», - считают одни. Другие думают, что их дочь будет ошеломлена событием о кончине дедушке или бабушки: «Варя так любила свою бабушку. Она будет подавлена, когда узнает о ее смерти. Боюсь, у нее случится нервный срыв».
 
Решение не говорить ребенку о случившейся смерти понятно, но мы должны задаться вопросам: а действительно ли это будет лучше для ребенка? Часто дети чувствуют более тонко, чем мы, взрослые, думаем. Большинство ритуалов в нашем обществе сосредоточено на детях. К сожалению, похоронный ритуал, цель которого заключается в том, чтобы помочь скорбящим людям начать исцеление, не предназначен для детей. Часто детей не берут с собой на похороны, потому что взрослые хотят оградить их от горестных переживаний. Родители ошибочно полагают, что, поскольку похороны болезненны, нужно защитить детей от горя и боли. «Они еще в жизни успеют горя хлебнуть».
 
В зарубежной психологии давно устоялось твердое мнение: дети, как и взрослые, имеют право и должны участвовать в похоронах. Родители не могут лишать детей этого права, если тому нет веских причин, связанных с какими-либо психологическими отклонениями в здоровье детей. «Похороны полезны», - утверждают зарубежные детские психологи, и это мнение теперь разделяют их коллеги в России. Похороны помогают осознать, что кто-то умер; позволяют получить поддержку и помощь; дают возможность воздать почести; заставляют по-другому посмотреть на жизненные ценности, изменить отношение к жизни. А детям похороны помогают осознать, что все в жизни, в мире конечно, все когда-либо умирает, в том числе и люди.
Итак, одни из-за боязни навредить детской психике избегают прямых разговоров с детьми о смерти, другие уводят детей из дома, чтобы те не видели смерть. Но смерть оттого, что детям закрыли глаза и уши, не исчезнет. Это понимают многие родители и на свой страх и риск пытаются все же говорить на тему смерти со своими маленькими детьми, выбирая, как правило, обтекаемые, мягкие формы объяснения.
 
Ошибки в беседах с детьми о смерти.
 
И тут вновь родителей поджидают ошибки. Вот лишь некоторые из них. Все, что мы говорим образно, дети склонны понимать буквально. Если в своей попытке объяснить смерть родитель сравнил ее со сном, неудивительно, что ребенок впоследствии предполагает, что смерть – это что-то, от чего можно проснуться. И если вместо того, чтобы использовать слово «умер», мы скажем «заснул вечным сном», ребенок может начать беспокоиться, что он может больше не проснуться утром. Наша уклончивость может оказаться мучительной для детей, может стать причиной недугов и даже психических расстройств. Одна семья попыталась подготовить своего маленького сына к посещению панихиды. Они объяснили ему, что тело дедушки будет лежать в открытом горбу. Мальчик был очень встревожен до тех пор, пока не увидел своего дедушку целиком. Он думал, что там будет только его тело, без головы.
 
Из-за своей буквальности дети тоже могут испытывать затруднения с пониманием того, что такое Небеса. Многое, что мы говорим, может оказаться пугающим или сбивающим с толку. «Если рай там, на Небе, удивляется ребенок, почему тогда они закапывают тетушку Аллу в землю?» Или: «Если я поднимусь вверх на самолете, увижу ли я там свою сестренку?»
 
Обычно предполагается, что объяснения типа «Папа там, на Небе, следит за тобой» должно звучать обнадеживающе, но для ребенка оно может сформировать образ некоего папы-шпиона, который всегда в курсе того, о чем ребенок думает и что он делает. «Твоя сестренка была такой хорошей, что Бог забрал ее к себе», по мнению взрослых, - позитивное утверждение, но у ребенка оно может вызвать сомнение по поводу хорошего поведения и доброты Бога, если он забирает того, кого мы любим. Иногда мы действительно можем помочь ребенку, отвечая на его вопросы высказываниями типа: «Никогда не знает наверняка, но я верю, что…», «Ты знаешь, сынок, мне бы тоже хотелось это знать». Такой ответ будет более честным, доступным, понятным для ребенка.
 
Дети в своем стремлении постичь смерть как завершающий этап жизни, могут быть обеспокоены тем, что умершему может понадобиться пища, и быть не в состоянии во всем этом разобраться. Один ребенок, который не мог понять, что такое похороны, решил, что тело его дедушки было помещено на чердаке, и потому чердак – запретное место для игр.
 
Большинство детей хотят знать, какая она, смерть. Они могут ассоциировать смерть с неподвижностью, но могут задавать вопросы типа: может ли мертвый человек видеть, испытывать голод, «какать» или «писать». Эти вопросы могут застать взрослого врасплох, но все они – часть естественного любопытства в отношении физических аспектов смерти. «В каком положении ты будешь, когда умрешь?» - спрашивает ребенок. Или: «А если бабушку вынуть из гроба и посадить в кресло, что будет?» Совершенно нормально, если ребенок снова и снова задает одни и те же вопросы. Он делает это до тех пор, пока ответы не покажутся ему подлинными. Это особенно наглядно, когда ребенок пытается понять смерть как завершающий этап.
Маленький мальчик помогал похоронить аквариумную рыбку. Несколько дней спустя он внимательно разглядел оставшихся рыбок в аквариуме и спросил: «Где та, которая умерла?» Задавая один и тот же вопрос снова и снова, ребенок таким образом анализирует ответы и постепенно начинает вникать в суть.
 
Легкое, безразличное отношение взрослых к этой проблеме – самая неприемлемая, глубоко ошибочная позиция. «Все мы были детьми и видели смерть. Ничего страшного с нами не произошло». Может, это до определенной степени и верно. Только глубина проблемы в том, что однажды зародившиеся в душе маленького человека страхи смерти далеко не безобидны. В литературе описано много разных негативных последствий. Одно из главных: страхи сдерживают, тормозят развитие ребенка, не позволяют его организму, психике интеллекту отбросить одну возрастную форму и встать на новую ступеньку развития. Нарушается поступательность в становлении личности. Что такое рост, развитие ребенка? Это каждодневное отрицание самого себя, своего рода «отстреливание» предыдущего этапа развития. В этом закон эволюции: когда мозг, психика достигают высоты цикла, т.е. совершенства, происходит скачок в развитии, старая форма интеллекта ребенка как бы уходит в прошлое, остается самое лучшее, базовое – и ребенок переходит в свое новое качество. Постоянная смена этих новых качеств и есть развитие. Смертные страхи – это своего рода якоря, которые тянут вниз, цепляют, застревают в душе ребенка и не пускают в его душу, в мозг новое, другое знание. Познание ребенка резко тормозится.
 
«Сказкотерапия» смерти.
 
Итак, легких ответов для детей не существует, когда разговор заходит о смерти. Помочь родителям найти верную нотку, поговорить с детьми на доступном языке могут помочь детские книжки. В науке даже выделяют такое новое направление – «сказкотерапия».
Психологи настоятельно рекомендуют родителям читать и обсуждать сказки, которые помогают взрослым найти подходящие способы ведения разговора о смерти, возможности расширить детские представления о жизни, ее начале и конце, о смысле созидания, творчества, значении добра в жизни людей. Такую же помощь может оказать совместное изготовление кукол, рисование, просмотр картин известных художников, где изображены батальные сцены, сцены смерти, кладбищенские пейзажи.
 
Совместное чтение сказок – это эффективный путь, когда ребенок в легкой, интересной форме получает знание о мире. Сказки – одно из лучших средств для нахождения ответов на те вопросы, которые волнуют ребенка: «Что такое смерть? Что происходит с человеком после смерти? Бессмертна ли душа?» Об этом и многом другом ребенок узнает, когда родители прочитают вслух, а потом непременно обсудят сказки «Русалочка», «Ангел», «Девочка со спичками», «Красные башмачки», «Дочь болотного царя», «Девочка наступившая на хлеб», «Кое-что», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Красная шапочка», «Муму», «Гаврош», «Мальчиш-Кибальчиш» и конечно сказки Андерсена. Во всех этих сказках затрагивается тема смерти.
 
Понятно, что эти книжки могут служить только вспомогательным средством в откровенной беседе взрослого с ребенком. Книги сами по себе не могут развеять страхи и печаль. Но книги могут быть хорошим поводом для рассказа о смерти близкого человека. А главное, читая сказки, где упоминается смерть, родители могут исподволь, постепенно подготовить детей к правильному восприятию горестного известия.
К сожалению, в России нет на сегодня детских авторов, которых интересовала бы эта тема. За рубежом такие книжки не только издаются, но даже проводятся ежегодные конкурсы лучших детских произведений на эту тему, вручаются премии.
 
Предлагаем вам фрагменты из книги «Свет в листьях» известной австралийской писательницы Маргарет Вильд. В 1990 году эта книга в Австралии была названа «Лучшей книгой года».
 
Маргарет Вильд
 
фрагменты из книги
 
СВЕТ В ЛИСТЬЯХ
 
Давным-давно жили-были бабушка Свинка и ее внучка. Все они делали вместе, даже работу. Каждый день внучка колола дрова, пока ее бабушка выгребала из печи золу. Внучка подметала, а бабушка вытирала пыль. Бабушка заправляла кровати, а внучка развешивала белье. Завтрак готовила внучка: кашку, чай и тосты. К обеду бабушка крошила морковь и брюкву. А на ужин бабушка и внучка варили кукурузу и овес.
«Я не люблю кукурузу и овес», - хныкала всегда внучка.
Но у бабушки на все был один ответ: «Кукуруза и овес очень полезны для тебя, моя дорогая. Пока я жива, ты будешь их кушать».
На это внучке нечем было возразить.
 
Она очень хотела, чтобы бабушка жила вечно. Но когда она об этом думала, она вспоминала невыносимую еду. «Неужели я всю жизнь буду есть на завтрак кукурузу и овес?»
Однажды утром бабушка не вышла к завтраку как обычно.
«Я очень устала, - сказала бабушка, - кажется мне придется завтракать сегодня в постели». «Но ты же никогда не ешь в постели, - возразила внучка, - ты не любишь, когда на простыне много крошек».
«Я устала», - повторила бабушка. Когда внучка принесла табуретку, овсяную кашу, чай, бабушка уже пала. Ни днем, ни вечером она не просыпалась.
Пока бабушка спала, внучка наколола дров, вытащила золу из печи, смахнула пыль и заправила постель. За работой она пыталась насвистывать. Но у нее получался лишь жалкий писк.
 
На следующее утро, не смотря на свою болезнь, бабушка встала. Она заставила себя проглотить ложечку овсяной каши и выпила глоточек чаю.
«Этим и воробей сыт не будет, не то что такая большая, взрослая свинка, как ты», - сказала внучка. Шутки ради она сделала очень строгое лицо. Однако именно в этот момент бабушка закрыла глаза. Затем она принялась искать свою сумку и шляпу.
«У меня сегодня много дел, - сказала она – я должна быть готова». «Готова к чему?» - спросила внучка.
Бабушка не ответила, но и так было все ясно. Внучка догадывалась, о чем речь, и ей хотелось плакать.
Бабушка отнесла книги назад в библиотеку…и новых больше не взяла. Затем она сходила в банк, сняла все свои деньги и закрыла счет. Еще она сходила в магазин, чтобы оплатить товары, купленные в кредит. Она также заплатила за электричество и дрова.
Вернувшись домой, она сунула остатки денег в кошелек внучки.
 
«Будь осторожна, - добавила она, - и трать все с умом».
«Я все так и сделаю», - прошептала внучка. Она хотела улыбнуться, но уголки губ предательски задрожали.
«Ну, ну!» - сказала бабушка. – Только без слез».
«Обещаю!» - кивнула внучка. Это было самое трудное обещание, которое она когда-либо давала. Почему-то ей вновь очень хотелось плакать.
«А теперь, - сказала бабушка, - мы устроим пир!»
«Ты что же, снова проголодалась?» - спросила внучка. Ее голос был полон надежды. Ей больше всего хотелось, чтобы бабушка побыстрее выздоровела.
 
«Нет, мое брюшко не голодно, - произнесла бабушка. – Но мои глаза. Мне хотелось бы прогуляться по городу. Глазам нужен праздник: праздник во всем – я хочу еще раз увидеть деревья, цветы, небо!»
Бабушка и внучка медленно побрели по городу. Время от времени бабушке приходилось присаживаться и отдыхать.
Но ее глаза путешествовали дальше. Она смотрела и слушала, нюхала и пробовала на вкус все вокруг.
«Посмотри! – радостно воскликнула бабушка. – Видишь, как мерцает свет в листьях?»
«Смотри, как облака в небе собрались. Им хочется поговорить друг с другом, пока ветер их не разогнал!»
«Посмотри-ка сюда! Взгляни, как отражается в воде беседка! А пение птиц ты слышишь? Как веселы они… А земля! Она такая же теплая!»
Внезапно пошел дождь. Бабушка вышла из укрытия беседки, чтобы попробовать на язычок капельки дождя: «Попробуй, внученька, как вкусен дождь!»
 
Бабушка была возбуждена. она с радостью и одновременно с грустью наблюдала за всем в природе, будто видела это в последний раз. внучка смутно понимала, что бабушка тоскует о прожитой жизни.
Когда бабушка и внучка вернулись домой, было уже поздно. Внучка сразу же уложила ее в постель. Затем она взяла миску с кукурузой и овсом и почти полностью опустошила ее. Еще она помыла посуду и все убрала.
осле этого она вошла в комнату бабушки. Бабушка еще не спала. Внучка села рядом, на кровать: «Бабушка, ты еще помнишь, когда я была маленькой, мне снились страшные сны? Как ты подходила ко мне и крепко обнимала?»
«Конечно», - ответила бабушка.
 
«Сегодня ночью, - сказала внучка, - я хотела бы спать в твоей кровати и крепко обнять тебя. Можно как тогда?»
«С удовольствием!» - согласилась бабушка.
Потом внучка выключила свет. Открыла окно для свежего воздуха и раздвинула занавески, чтобы лунный свет мог проникнуть в комнату. В окне светились желтые цветы с опущенными головками.
Затем внучка забралась в бабушкину кровать и крепко обняла ее. Она заснула с бабушкой в последний раз. Наутро бабушки не стало.
 
 
 
Семинары, тренинги, конференции

   
 
11 октября 2024 - 30 марта 2025 г. в Краснодаре - Стартует новая программа по обучению Танатотехников
 
20 октября 2024 - 4 мая 2025 г. в Воронеже - Программа по обучению Танатотехников
 
 
 
 
 
 
Сеансы танатотерапии из первых рук!

Если у Вас есть желание пройти сессию танатотерапии у сертифицированного специалиста-танатотерапевта, то:
в Москве Вы это можете сделать у следующих лиц:
 
 
 
 
  
Летаев Максим ЮрьевичЛетаев Максим Юрьевич
В Белоруссии
Бабина Ольга АнатольевнаБабина Ольга Анатольевна
И другие...
 
в Екатеринбурге
 
Забродина Валентина Сергеевна - Психолог, специалист по социально-психологической реабилитации, сертифицированный танатотерапевт-практик
 
 
в Минске (Белоруссия) :
 

 
 
 
В других городах Вы сможете пройти сессию танатотерапии, обнаружив такого специалиста в разделе «Персоналии» данного сайта. Во всех остальных случаях – пишите нам. Успехов!
New!

 
 
 
 
 
 
Новые статьи

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Читать все:
 
Лекция Георгия и Антонины Фунтиковых «Рождение и смерть в русской традиции». Часть 1
 
 
 
 
Недавние события

 
15-23 сентября 2024 г. в Чехии - ТЕЛЕСНО-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ШАТТЛ В ЧЕХИИ
 
5 и 19 августа, 2 и 23 сентября, 7 октября 2024 г. в On-line - В.Баскаков. «Телесная практика on-line». Цикл вебинаров
 
 
 
 
 
На главную страницу На предыдущую страницу На начало страницы